Конспект урока по Географии «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика» 10 класс

8

Бучнева Валентина Николаевна МОУ «СОШ №7 г.Новотроицк Оренбургской области»


Краткая аннотация.

Урок предназначен для учащихся 10 класса. Урок проводится по технологии развития критического мышления. На уроке закрепляются общеучебные навыки и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации. Воспитывается культура общения учащихся.


Тема : Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика


Цели: 1.Образовательные .Сформировать понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики .Понятие «демографическая политика» и её роль в странах с разными типами воспроизводства населения.

2.Развивающие.Развитие критического мышления. Развитие и совершенствование навыков работы со статистическим материалом, графиками, таблицами и диаграммами. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

3.Воспитательные.Воспитание самостоятельности, культуре общения , коммуникабельности, толерантности.


Оборудование: политическая карта мира, ученические атласы, статистический материал, учебники В.П.Максаковский Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Максаковский. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 398 с.

Мультимедийная установка


Ход урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1организационный

момент

Приветствие уч-ся .Проверка присутствующих уч-ся и

проверка готовности к уроку

Подготовка учебных пособий

2стадия вызова-

Активизация познавательной деятельности учащихся.


























IIIСтадия осмысления

1.Прием работа с графиком и таблицей .







2.Прием –работа со стат.материалом.















3.Работа с текстом

учебника по вариантам





4.Зрительное восприятие карты





5 Аналитическое

мышление ( анализ информации, отбор фактов, сравнение и сопоставление









6.Логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности)






























7.Чтение текста с пометками .

-В мире издавна существовал интерес к численности населения. -А вам интересен этот вопрос? Сейчас вы заслушаете небольшое сообщение как и когда начали вести учёт населения земли.

























Рассмотрим динамику численности населения мира с начала нашей эры в учебнике рис 10 на стр 62.В чем причины небольшого роста населения до ХХ века?






О темпах роста населения даёт полное представление таблица ( показ таб. через мультимедиа)

Периоды

Численность

Темпы прироста

7тыс.л.днэ

10 млн

2тыс.л.днэ

50млн

0,03 %

Нач.наш.эр

230млн

0,1%

Нач ХI в.

300млн

0,02%

НачХVI в.

440млн

0,1%

Нач ХIХ в.

950млн

0,5%

Нач ХХ в.

1660млн

9,8%

Сер ХХ в.

2530млн

1,0%

Кон ХХ в.

6000млн

1,5%

Определите когда произошел «демогрфический взрыв»



Рост численности населения зависит от его воспроизводства. Сейчас вы обратитесь к учебнику и выясните что такое «воспроизводство населения»

Используя стр 58-61


Познакомимся с картой Типы воспроизводства населения мира

В учебнике на стр.63 блок 13.




Включаем мультимедиа на слайде

Карта Показатели естественного

прироста населения мира.

С помощью карты определите страны с максимальными показателями рождаемости и с минимальными .









Определим возрастной состав населения регионов мира с помощью столбиковых диаграмм

На стр. 63. рис 14.





Какие проблемы испытывают страны с большей долей пожилых людей?

























Как решить проблемы которые выявили , те как повысить рождаемость?

Для снижения остроты данных проблем проводят демографическую политику.

Откройте учебники на стр.61 прочитайте что такое демограф.

политика и выясните какие проводят мероприятия на повышение рождаемости ина понижение рождаемости



























-Уч-ся делает сообщение :

-Впервые учет численности населения проводился 4тысячи лет назад в

Египте, Китае, Индии .Позднее проводили в Древней Греции и Др.Риме.Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад ,т.е. в конце 18 века начале 19в, в США, Англии, Франции и странах Сев.Европы были проведены всеобщие переписи населения. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет


Предполагаемые ответы уч-ся

1.Эпидемии

2.Частые войны

3.Нехватки продовольствия

4.Низкий уровень жизни

5.Недостаточно развитая медицина.










Анализируют таблицу и делают вывод.

-В начале 20 века произошёл дем.взрыв.



1-й тип воспроизводства-

Е <12чел/на 1000жителей

Е=0; Е < 0

2-й тип — Е >12чел/

на 1000жителей


Уч-ся называют примеры стран 1-го типа воспроизводства и 2-го.


Уч-ся анализируют

карту и определяют

страны с максимальными

показателями- Нигер,Уганда

Мали,Оман-более 50 чел

Минимальные показатели -Россия, Венгрия,Латвия

Болгария, Эстония-

менее 10 чел



Уч-ся выделяют с большей долей детей – это Африка

43%

С большей долей пожилых – это Зарубежная Европа

20%.

Уч-ся обсуждают в группах проблемы и выстраивают логику доказательности.

— В таких странах низкая рождаемость, т.к. пожилые люди не рожают детей

— Высокие налоги,

потомучто нужно выплачивать пенсии не работающим пожилым людям

— Старение нации и как результат уменьшение количества трудовых ресурсов,

Значит в перспективе дефицит трудовых ресурсов и привлечение иностранных менее квалифицированных.



Уч-ся читают текст и

помечают меры в

странах 1-го типа воспроизводства-

1-единовременные ссуды молодожёнам;

2-пособия при рождении каждого

ребёнка;

3-ежемесячные пособия на детей;

4-оплачиваемые отпуска.

В странах 2-го типа:

1-повышение возраста вступления в брак;

2-принятие программ

планирования семьи;

3-массовая добровольная стерилизация населения

4-политический девиз «одна семья-один ребёнок».


Критическое

осмысление

ситуации

Сейчас каждому ряду будет зачитана демографическая ситуация в разных странах.

( Сценки прилагаются ниже)


Уч-ся заслушивают ситуации и приступают к обсуждению в группах.

Затем высказывают свои суждения.

вычленение проблемы для решения;

.Как размер семьи влияют на качество/ уровень жизни семьи ?

С помощью педагога

выявляют проблему

анализ ориентирующий на выявление причин проблемы

1.В каких странах могут происходить данные сцены?

2.К каким типам воспроизводства

населения можно отнести их?

3.Как вы думаете что влияет на состав семьи?


Высказывают свои предположения

поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.

Мотивы для рождения детей

Осмыслить различия между маленькой и большой семьёй

Узнать как на размер семьи влияют религия, национальные и местные традиции, культура,

местная и государственная политика

Разобраться как состав может влиять на качество / уровень жизни семьи, на здоровье её членов ( детей и родителей ).

Показатели , характеризующие качество жизни:

1.Занятость населения

2.Душевой доход

3.Калорийность питания

4.Уровень грамотности

5.Обеспеченность культурными

учреждениями и печатной

продукцией.

6.Состояние окружающей среды

7Состояние здоровья

8.Младенческая смертность

9.Показатель продолжительности

жизни.

10.Комфортные условия проживания.

Мотивы для рождения детей : 1.Низкий уровень жизни.

2.Преобладание сельского образа жизни.

3Религиозные обычаи, поощрение многодетности.

4.Подневольное положение женщин, ранние браки.

5.Традиции многодетности.

6.Рост уровня медицины.

7.Улучшение санитарной культуры.)


1-й тип воспроизводства

причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

1.Высокий уровень

Соц.-экономического развития ( в семье растут доходы и уменьшается число детей)

2.Высокий уровень урбанизации

3.Изменение статуса женщин.

(эмансипация)

4.Увеличение старших возрастов

5Последствия войн,

Конфликтов, терроризм.

6Смертность от болезней ( СПИД,рак…)

7.Природные катастрофы.












Рефлексия учащихся

Составьте по 3 вопроса каждый вариант: 1-й тонкие, 2-й толстые






Тонкие вопросы:

1.

2.

3.

Толтые вопросы:

1.

2

3.


Домашнее задание

Чтение текста учебника стр. 57-66.Индивидуальные задания по новой теме.


Свежие документы:  Итоговый урок для 8 класса по теме: "Рельеф России"


Сценка I.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не уз­нать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй. Ау тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единст­венная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!


Сценка II.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоо­парк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого — велосипед, в каждой комнате — телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

М у ж. Да ты с ума сошла!


  1. Ситуация


Многодетная филиппинская семья. В семье 14 детей. Отец-рыбак возвращается с моря с уловом. Мать радостно встречает его: «У нас будет сытный ужин». Готовит ужин и приглашает всех к сто­лу. Один из сыновей просит добавки, и мать отдает ему свою пор­цию. Отец недоволен:- «Ты и так все время болеешь. Тебе нужно лучше питаться». После ужина мать обращается к отцу: «Наша дочь подросла. Пора выдавать ее замуж». Отец: «О чем ты гово­ришь? Где мы возьмем приданое? У нашего младшего сына опять не все в порядке со здоровьем, а лекарства все кончились. Надо снова оплачивать лечение


8


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: