Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Северо-Казахстанская область
Мамлютский район
Беловская средняя школа
Конспект урока по географии для 7 класса на тему:
«Реки и озера Южной Америки»
Подготовила: учитель географии
Ермолаева Татьяна Николаевна
с.Белое, 2013 год
Цель урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка Южная Америка.
Задачи:
Образовательная: дать знания об особенностях режима, питания и характере течения рек и озер Южной Америки; выявить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата.
Развивающая: совершенствовать умение характеризовать речную систему.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде, как к одному из главных источников жизни на Земле.
Оборудование – мультимедийный комплекс, презентация Microsoft PowerPoint, физическая карта Южной Америки, атласы (7 класс), контурные карты.
Тип урока – изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока:
Организационный момент – 2 мин
Изучение нового материала (25 мин)
На этом материке выпадает огромное количество осадков, именно поэтому его называют самым важным. О каком материке идет речь?
— На какие компоненты природы климат оказывает большое влияние? (на внутренние воды)
— Что относится к внутренним водам? (реки, озера, ледники, болота, подземные воды)
Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водами. Открываем рабочие тетради и записываем тему урока: «Реки и озера Южной Америки» — слайд 1.
Сегодня нам предстоит познакомиться с реками и озерами Южной Америки, выявить влияние на них рельефа и климата, а также дать характеристику одной из рек по плану.
Работа в парах – слайд 2:
Пользуясь атласом, подготовьте устные ответы.
Какие крупные реки протекают по территории материка?
К бассейну какого океана они относятся?
Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
Как влияют на характер течения рек особенности рельефа?
Какое влияние на режим рек и озер оказывает климат?
Предположите, какое питание характерно для рек и озер Южной Америки?
— Большинство рек Южной Америки имеют преимущественно дождевое питание. На внутренних равнинах к дождевому питанию присоединяется грунтовое, преобладающее у рек в западной пустынной части Центральных Анд. Снеговое питание играет значительную роль лишь у рек южной части материка, а ледниковое — южных Анд. Однако в каждом конкретном случае реки могут на отдельных участках иметь различные источники питания, обусловливающие очень сложный их режим.
Слайд 3, 4
Подробнее влияние рельефа и климата на реки мы рассмотрим на примере крупнейших рек Южной Америки, таких как Амазонка, Ориноко и Парана.
1.Амазонка — слайд 5.
Посмотрите внимательно на физическую карту.
Слайд 6
Амазонка — река в Южной Америке, образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли, найдите ее в атасах. Длина от истока Мараньон 6400 км. По длине Амазонка уступает лишь Нилу(6671 км). Амазонка — величайшая река в мире по размерам бассейна и водоносности. Ей нет равных по полноводности:
Амазонка = Конго + Миссисипи + Янцзы + Обь, или равна 25 Волгам. Площадь бассейна 7180 тыс. км², почти равна всей Австралии. Русло Амазонки в среднем течении достигает ширины 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье до 320 км,а глубина более 90 метров.
Слайд 7
Протекая большей частью по Амазонской низменности в субширотном направлении близ экватора, Амазонка впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту — свыше 100 тыс. км² (показ по карте, запись в тетрадях).
Среднегодовой расход воды в нижнем течении около 220 тысяч м³/с.
Амазонку питают многочисленные притоки; около 20 из них длиной более 1500 км. Наиболее значительные притоки: правый —Мадейра; левый —Риу-Негру (показ по карте).
Тип питания Амазонки – преимущественно дождевой. Полноводна река в течение всего года.
—Как вы думаете, почему? (расположена в экваториальном поясе)
Слайд 8, 9
Удивительное явление на Амазонке – поророка (по-индейски «грохочущая вода»). Это одиночная приливная волна поднимается вверх по течению во время полнолуния, новолуния или в дни равноденствия в виде вала высотой от 3 до 6 метров со скоростью курьерского поезда до 6 м/ч.
Воды Амазонки богаты жизнью – слайд 10, 11, 12, 13, 14.
Слайд 15
2.Ориноко — в переводе с языка индейцев – «Кольчатая змея». Одна из крупнейших рек Южной Америки. Берет начало с Гвианской возвышенности, а впадает в Атлантический океан многочисленными рукавами, образуя дельту (найдите ее на карте атласа).
Слайд 16
Длина всего течения 2225 км., из которых половина судоходна; площадь бассейна 850тыс. Воды Ориноко поднимаются с апреля по октябрь, достигая наибольшей высоты в июле и августе, и заливают луга на большие расстояния.
-Объясните причины половодья Ориноко в летний период?
Слайд 17, 18, 19
Самый высокий водопад на планете – Анхель (слайд 21)
(высота падения 1054 м) носит имя своего первооткрывателя Хуана Анхеля. Он расположен в верховьях р. Чурун (приток Ориноко).
Слайд 20
Индейцы называют его Сальто – Анхель. А горный массив,с которого он срывается вниз, Ауян-Тепуи – в переводе «гора дьявола». Если соединить все вместе, получится «прыжок ангела с горы дьявола».
3.Парана — слайд 21, 22, 23
Река на юге материка. Длина 4380 км. Образует с р. Уругвай устье-эстуарий Ла-Плата. Главные притоки: Уругвай, Парагвай. Характеризуется ярко выраженной сезонностью режима. Много порогов и водопадов.
Игуасу — слайд 24.
Водопад на реке Игуасу, в 26 км от места впадения ее в реку Парана. На первого европейца, который обнаружил водопад Игуасу, он не произвел особо сильного впечатления. Конкистадор Альваро Нуньес Кавеса де Вака, продиравшийся через густые заросли с небольшим отрядом к новому городу Асунсьон, наткнулся на него совершенно случайно. При этом никакого восхищения этим чудом природы суровый воин не выказал. Испанец лишь зафиксировал в своем журнале, что нашел большой водопад и потому каноэ пришлось перенести по берегу в его обход.
Слайд 25
Существует старое индейское предание, по которому отважный воин Кароба похитил Найпур — возлюбленную страшного лесного бога. В результате разгневанный бог расколол землю ниже по течению реки, чтобы беглецы не смогли уплыть на каноэ. Водопад спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделенными скалистыми островами. Общая высота 72 м, ширина 2700 м.
Подведем итог: речная сеть Южной Америки сформировалась под влиянием рельефа и климатических условий. Учащиеся заполняют таблицу – слайд 29.
Воздействие внешних факторов | примеры | |
рельеф | Характер течения пороги и водопады направление | Большая часть рек порожиста, много водопадов. Преобладают реки, впадающие в Атлантический океан. |
климат | Многоводность Питание Режим | Многоводны реки, текущие в ЭКП. Преобладает дождевое питание. В ЭКП реки полноводны круглый год, в СУБЭКП половодье наступает в летние месяцы, в СУБТКП реки разливаются зимой. |
А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую работу, дать характеристику р.Амазонка, заполнив таблицу – слад 30.
характеристика | |
Река | Амазонка |
Исток | Анды |
Устье | Атлантический океан |
Притоки | Укаяли, Мараньон |
Направление течения | с запада на восток |
По характеру течения | равнинная |
Питание | дождевое |
Режим | полноводна круглый год |
Озера Южной Америки.
В южной Америке не очень много озер — слайд 31.
Мы с вами подробно рассмотрим одно из них – Титикака.
На Боливийском нагорье лежит самое большое высокогорное озеро мира – Титикака (слайд 33), глубиной 304 м. Название “Титикака” на языке индейцев-инков – “свинцовая скала”. Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем и самому озеру.
Форма озера неправильная, берега имеют много углублений, образующих бухты. На озере много островков, из коих наибольший носит то же название.
Вода его, слегка соленая, пригодна для питья.В озеро Титикака впадает много рек, но вытекает только одна – река Десагуадеро. На своем пути река прорезает соляные пласты и размывает их, поэтому, в нижнем течении вода в реке соленая.
Озеро Титикака играет роль внутреннего моря, собирающего все скудные воды этого пустынного нагорья.
Озеро имеет статус национального заповедника.
Закрепление- слайд 34 (6 мин)
нанесите на контурную карту элементы номенклатуры внутренних вод Южной Америки (Приложение 1).
Рефлексия – слайд 36 (2 мин)
Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся.
Выберете ту ступеньку, на которой, по вашему мнению, вы находитесь и аргументируйте свой ответ.
Домашнее задание – слайд 37 (1 мин)
§ 40
подготовьте рефераты на тему: «Озера Южной Америки» (Маракайбо, Поопо).
И в завершении нашего урока узнаем ваше отношение к нему. Перед вами, на партах, лежат смайлики. Если вам понравился урок, то вы поднимаете желтый смайлик, а если нет – красный.
Приложение 1
Номенклатура:
Реки:
Амазонка
Мараньон
Укаяли
Мадейра
Пурус
Журуа
Риу – Негру
Ориноко
Парана
Парагвай
Мадейра
Тапажос
Водопады:
Анхель
Игуасу
Озера:
Маракайбо
Титикака
Поопо.