Блок «Литосфера»
Модуль «Движения земной коры»
Конспект урока.
Цели:
Образовательная – познакомить учащихся с видами движения земной коры, сформировать представление грабене, горсте, видах залегания горных пород;
Развивающая – создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, развивать умение работать с картами атласа;
Воспитательная – продолжить воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.
Действия учащихся | ||||||
На прошлом уроке мы с вами говорили о строении Земли.
|
| |||||
Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре. На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока.
| — земная поверхность поднялась. Записывают тему урока в свои тетради.
| |||||
Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры. Заполним схему: грабены складки медленные быстрые
И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет. В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны. При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Какие формы рельефа при этом образуются? При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы. Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения? Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов. Грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков, а горст – поднятый.
| — вертикальные и горизонтальные.
— горы.
-да, могут. | |||||
— В каком состоянии находится магма? Земная кора располагается на вязкой пластичной мантии и вместе с веществом мантии — магмой может, перемещается, при этом отдельные участки земной коры сталкиваются, образуя горы, другие разрываются, образуя разломы, озера и все это сопровождается землетрясениями, извержениями вулканов, гейзеров. Как, где и почему происходят землетрясения, какими процессами они сопровождаются мы сейчас узнаем. Если земная кора приходит в движение начинается землетрясение. Землетрясение – подземные толчки, колебания земной поверхности в результате разрыва и смещения горных пород на глубине. Задание: а) используя рис. 82 стр. 97 учебника расскажите, как происходит землетрясение. б) как изменяется сила землетрясения с удалением от очага? в) где регистрируются самые сильные толчки? г) запишите определение «Очаг землетрясения» д) как называется наука о землетрясениях? ( стр. 99) Прибор, регистрирующий подземные толчки называют сейсмограф. Силу землетрясения определяют по 12- бальной шкале Рихтера (стр. 98, таблица). Слабые землетрясения 1-2 балла регистрируются только прибором, 5-6 баллов — сотрясаются здания, образуются трещины на стенах и штукатурке, 10-12 баллов рушатся здания, железные дороги, образуются трещины в земной коре, возникают оползни, изменяется течение рек. Такие землетрясения называют катастрофическими. Например, в 1988 г. В Армении произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее г. Ленинакан, Ленинабад, Спитак и многие другие населенные пункты. Погибло свыше 30 тысяч человек. Тысячи детей, ваших ровесников, остались сиротами. Большинство из них провели летние каникулы в пионерских лагерях в России. Очень много ребят усыновили российские семьи. Это была всесоюзная трагедия, когда на восстановление школ, больниц, детских садов, домов были брошены все силы, чтобы успеть до начала учебного года и наступления холодов. Простые граждане собирали пожертвования, теплую одежду, игрушки, книги, учебники. Каждый стремился помочь пострадавшей республике. Основная часть землетрясений происходит в т. н. сейсмических поясах: Тихоокеанском и Альпийско-Гималайском. Ежегодно на Земле происходят около 1 млн. землетрясений, но большинство из них не значительные и остаются не замеченными. Сильные землетрясения случаются 1 раз в две недели, к счастью большинство из них происходит на дне океанов. Катастрофические происходят 1 раз в 10 лет. — Вспомните, где произошли последние крупные землетрясения? Помогала ли наша страна пострадавшим странам и каким образом? — Могут ли произойти землетрясения в Красноярском крае и почему? Во время землетрясения необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. В случае начала толчков необходимо как можно быстрее покинуть здание, в котором вы находитесь, оказавшись на улице необходимо держаться подальше от любых строений. Если вы приехали в сейсмоопасный район, то у входной двери необходимо разместить сумку с документами, питьевой водой, теплыми вещами, страдающим хроническими заболеваниями — медикаменты, чтобы в случае опасности не тратить время на сборы. Если вам не удалось во время покинуть здание, то помните, что в сейсмоопасных районах здания строят по специальной технологии: укреплены дверные проёмы и лучше всего окончания толчков и помощи ожидать там. Там где, толщина земной коры минимальна, вещество мантии вырывается в наружу и образуется вулкан. Дайте определение понятия «вулкан», используя формулу составления определения понятия. Больше всего вулканов на сейсмических поясах (рис. 84, стр.99). Домашнее задание: 1. На контурной карте полушарий обозначьте сейсмические пояса земли, отметьте вулканы. 2. В тетради заполните таблицу Таблица Крупнейшие землетрясения
| — в пластичном
а) Смещаются горные породы, образуя очаг землетрясения, на поверхности над ним располагается эпицентр, где наблюдаются самые сильные толчки б) чем дальше от очага, тем меньше сила землетрясения; в) самые сильные толчки регистрируются в эпицентре. Он располагается над очагом; г) Очаг землетрясения — место разрыва и смещения горных пород на глубине. д) сейсмология.
Фукусима, Япония, 2011 год. Наша страна помогала Японии.
Вулканы — конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.
|