Разработка открытого урока по экономической и социальной географии Казахстана 9 класс:
Электроэнергетика – ведущая отрасль «авангардной тройки».
Быстрова Л. А.
Учитель географии
Средней школы № 36 г. Астаны
Тема урока: Электроэнергетика – ведущая отрасль «авангардной тройки».
Цель урока: дать характеристику электроэнергетике – как ведущей отрасли «авангардной тройки».
Задачи урока:
Образовательные: изучить различные виды электростанций традиционного и нетрадиционного типа, определить месторасположение крупнейших электростанций на территории Казахстана, рассмотреть преимущества и недостатки электростанций различного типа, выявить экологические проблемы, возникающие при работе электростанций традиционного типа.
Развивающие: развивать умение работать в группах, развивать интерес учащихся к географии, продолжить формирование мировоззренческой идеи о взаимосвязи компонентов природы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, экологическую культуру учащихся, коммуникативные способности учащихся.
Тип урока: усвоение нового материала
Методы: объяснительно — иллюстративный, проблемно-поисковый, групповой, исследовательский.
Форма проведения урока: защита исследовательских проектов.
Учебно– наглядный комплекс: Физическая карта Казахстана, экономическая карта Казахстана, атласы, контурные карты, слайды, слайд — презентации проектов учащихся, раздаточный материал, физические приборы, интернет ресурсы.
Ключевые понятия: электрический ток, ТЭС, ГЭС, ГРЭС, АЭС,СЭС, ВЭУ, ЛЭП, альтернативные источники.
Учащиеся должны знать: термины и понятия по теме, различные виды электростанций, альтернативные источники получения энергии, основные энергетические компании Казахстана, основных потребителей электроэнергии.
Учащиеся должны уметь: объяснять, каким образом производится электроэнергия на различных видах электростанций, показывать размещение крупнейших электростанций на территории государства, работать со справочным материалом по данной теме, составлять слайд – презентации.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Психолого- педагогический комментарий | |
1. | Мотивация к обучению | Учитель: на прошлом уроке мы приступили к изучению темы «Топливно – энергетический комплекс Республики Казахстан». Тема прошлого урока была связана с топливной промышленностью Казахстана, давайте попробуем вспомнить основные вопросы имеющие отношение к данной теме. Наш сегодняшний урок будет ее продолжением. Проведем мы его в виде защиты исследовательских проектов. | Воспринимают информацию, настраиваются на рабочий лад. | Дана психологическая установка на урок, на его успешность через педагогическую поддержку учителя |
2. | Активизация опорных знаний. «Мозговой штурм» | Учитель фронтально опрашивает учащихся по вопросам темы «Топливная промышленность Казахстана».
| Ученики отвечают на поставленные вопросы | Активизация опорных знаний способствует развитию мыслительных операций, повышению уровня речевого развития |
3. | Переход к изучению нового материала | Сегодня мы с вами продолжим изучение отраслей ТЭК. О чём пойдёт разговор поможет нам узнать вордингворд. Учитель предлагает учащимся разгадать вордингворд, который проецируется на интерактивной доске.
Мы быстро разгадали вордингворд, ключевым словом, которого является энергетика. | Учащиеся стараются отвечать на поставленные вопросы и разгадать ключевое слово. | Задание позволяет развивать быстроту мышления, логику. Расширяет кругозор учащихся. Прививает интерес к предмету. |
4. | Объявление темы урока и постановка цели урока. | Учитель объявляет тему урока: Электроэнергетика – ведущая отрасль «авангардной тройки». Целью нашего урока является формирование знаний о электроэнергетике, как ведущей отрасли современного хозяйства. | Ученики записывают тему урока. | Отрабатываются умения восприятия информации на слух. |
5. | Определение значения отрасли. | Современная цивилизация немыслима без электроэнергии. В условиях НТР главными отраслями мирового хозяйства, любой высокоразвитой страны являются энергетика, химическая промышленность и машиностроение. Какова, по вашему мнению роль энергетики в современном мире? Электрическая энергия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами энергии. Её можно преобразовать в механическую, световую и тепловую энергию, передавать по проводам на большие расстояния. Электроэнергия находит самое широкое применение. Только с помощью электрификации можно усиленно развивать промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, повышать культуру производства и быта. Спрос на электроэнергию растёт быстрее, чем на другие виды энергии, поэтому её производство должно опережать развитие остальных отраслей экономики. | Ученики слушают учителя и отвечают на вопрос. | Активизация познавательной активности учащихся. |
6. | Как производят электрическую энергию? Защита первого проекта. | Учитель предлагает классу прослушать процесс производства электроэнергии на электростанциях. | Ученики презентуют явление электромагнитной индукции, которое используют для получения электрической энергии. Ученики ставят лабораторный опыт. | Отрабатываются навыки работы с физическими приборами, прослеживается связь с темой физики 8 класса, повторяется тема: электромагнитная индукция». |
7. | Закрепление услышанного материала | Учитель задает классу следующие вопросы: Что такое электрический ток? Каким образом вырабатывается электрический ток на электростанциях? | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Развитие речевой деятельности учащихся |
8. | Характеристика традиционных видов электростанций. Защита мини — проекта | Учитель говорит о том, что в настоящее время электроэнергия производится на электростанциях традиционного и нетрадиционного типа. Что они собой представляют? | Группа учащихся представляют мини — проект по характеристике электростанций традиционного типа. | Развитие умения слушать и слышать. Групповая форма работы позволяет наладить обмен знаниями, повысить активность учащихся. |
9. | Закрепление услышанного материала. | Учитель предлагает ученикам следующие вопросы. Какие виды электростанций называют традиционными? В чем преимущества и недостатки работы данных электростанций? | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся. |
10. | Работа с учебником | Учитель предлагает ученикам познакомиться с содержанием таблица приложения учебника, в которой помещены данные о крупнейших электростанциях Казахстана | Ученики работают с таблицами приложения в учебниках. | Развитие зрительной памяти учащихся. |
11. | Характеристика альтернативных источников получения энергии. Защита мини — проекта
| Вводное слово учителя. Казахстан сегодня — одно из государств с богатейшими запасами нефти, газа, урана, и, в то же время, осознающее, что используемое большими темпами топливо не только уменьшается, но и приносит огромный вред человечеству и окружающей среде. В конце ноября 2012 года состоялась 152-я Генеральная Ассамблея Международного бюро выставок в Париже, на которой в результате тайного голосования, столица Казахстана, набрав большинство голосов, опередила бельгийский город Льеж и была объявлена местом проведения выставки «ЭКСПО-2017». Выбор Астаны в качестве столицы EXPO-2017 подтверждает высокий авторитет Казахстана в мире. «Успех Астаны в борьбе за право проведения EXPO-2017 это успех всего народа Казахстана», считает Н. Назарбаев. Учитывая особую важность проблемы энергетики и экологии мировому сообществу предлагается тема для проведения выставки EXPO-2017 — «Энергия будущего». Данная тема позволит широко осветить проблему энергоснабжения за счёт альтернативных источников получения электроэнергии. | Ученики защищают свою презентацию о альтернативных электростанциях. Класс получает информацию, заполняет таблицу. | Групповая форма работы позволяет наладить обмен знаниями, повысить активность учащихся. |
12 | Характеристика энергетических компаний Казахстана. | Учитель предлагает учащимся перечислить основные энергетические компании Казахстана. | Ученики получают информацию. Делают выводы. | Информация расширяет кругозор учащихся, развивает патриотизм. |
13. | Минутка профориентации. | Учитель обращает внимание учащихся на то, какое большое количество энергетических компаний в Казахстане и как много специальностей необходимо для работы в этих компаниях. | Ученики получают информацию. | Информация позволяет сориентироваться ученикам в своей дальнейшей профессиональной деятельности. |
14. | Работа с контурной картой. | Учитель предлагает нанести на контурную карту крупнейшие электростанции Казахстана. | Ученики работают с контурными картами. | Данная форма работы позволяет решить комплекс задач -повысить интенсификацию урока -развивать самостоятельность учащихся -способствовать углубленному усвоению программного материала |
15. | Рефлексия | Учитель предлагает ответить на тестовые вопросы по данной теме. Тестовые вопросы составляются по тексту параграфа и справочному материалу, помещённому в приложении учебника, заранее шестью учениками класса. | Ученики отвечают на тестовые вопросы | Происходит закрепление изученного материала, активизация мыслительной деятельности. |
16. | Постановка домашнего задания. | Учитель озвучивает домашнее задание. Домашнее задание дается дифференцировано. | Фиксируется домашнее задание в дневниках | Контроль за действиями |
17. | Подведение итогов урока. | Учитель предлагает выполнить задание по форме «синквейн», с целью проверки внимания. Ключевое слово (понятие): Энергетика. 2 прилагательных (связанных с ключевым словом): Ведущая, главная. 3 глагола (связанных с ключевым словом ассоциативно): Вырабатывает, поставляет, заставляет. 1 предложение (фраза, коротко, но ёмко несущая смысловое значение): Энергетика – главная отрасль современного хозяйства. | Ученики осмысливают полученную информацию, стараются составить свой «синквейн» | Активизация мыслительной деятельности |