План-конспект урока
Факторы, определяющие особенности климата
ФИО: Лапшанова Светлана Викторовна
Место работы: МКОУ «СОШ № 13» с.Мариинск
Должность: учитель географии
Предмет: География
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: «Факторы климатообразования», первый урок из пяти в разделе «Климат и климатические ресурсы».
Базовый учебник: Баринова И.И. География России. Природа 8 класс М., Дрофа, 2011
Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе факторов, обуславливающих особенности климата и их взаимосвязь
Задачи:
1. Обучающие:
— закрепить знания о характерных чертах климата России;
— объяснить причины разнообразия климата;
— показать роль каждого фактора в формировании климата и их взаимосвязь.
2. Развивающие:
— развивать навыки анализа и объяснения причинно-следственных связей;
-развивать творчество учащихся, мыслительные способности;
3. Воспитательные:
— воспитывать умение анализировать и систематизировать информацию;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы и приёмы работы: фронтальная беседа, работа с демонстрационным материалом, составление схем по изучаемому материалу, практикум, компьютерное тестирование
Необходимое техническое оборудование: 1) 10-12 ПК, интерактивная доска, проектор, компьютер учителя;
Структура и ход урока
Таблица 1
Структура и ход урока
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент |
| Сообщение темы, целеполагание и мотивация. | Осмысление значения изучения материала для дальнейшего продвижения по курсу | 1 |
2. | Актуализация темы | Гипертекст с иллюстрациями (1) | Демонстрация ресурса, который демонстрирует факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, высот, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. | Воспринимает информацию, сообщаемую учителем | 2 |
3. | Изучение нового материала Работа с интерактивной моделью «Шарообразность Земли и её климатические следствия на территории России» | Интерактивная модель (2) | Демонстрация ресурса, который формирует представление об изменении угла падения солнечных лучей и продолжительности освещенности территории России в зависимости от широты места | Задают вопросы учителю | 5 |
4. | Работа с интерактивной моделью «Зависимость климата от циркуляции воздушных масс» | Интерактивная модель (3) | Демонстрация ресурса, который иллюстрирует зависимость направлений господствующих ветров, в теплый и холодный сезоны, от распределения атмосферного давления по территории России | Просмотр ресурса, обсуждение | 5 |
5. | Работа с интерактивной моделью «Зависимость климата от свойств подстилающей поверхности» | Интерактивная модель (4) | Демонстрация ресурса, который иллюстрирует особенности климата гор и равнин, морского и континентального климата | Составляют схемы в тетради | 5 |
6. | Закрепление знаний по новой теме | Тренажеры (5) | Ресурс включает 5 тренировочных заданий по определению барических центров, направлений ветров, воздушных потоков и типов воздушных масс | Работают с тренажёром на ЭОРе | 10 |
7. | Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися (Рефлексия) Контроль. Климат и климатические ресурсы России. ч.2 | Контрольный модуль (6) | Данный модуль поможет проверить усвоение знаний о климатообразующих факторах и формировании климата. | Выполняют задания мини-теста, по возможности самостоятельно выявляют ошибки в понимании материала и исправляют их. | 8 |
8. | Домашнее задание |
| Дифференцирует домашнее задание учащимся | «Творческий» уровень: §9 читать, составить схемы в тетради по проблемному вопросу. «Основной» уровень: §9 читать, составить характеристику климата свой местности, использую данное в период. печати, «Минимальный» уровень §35, пересказ | 2 |
9. | Подведение итога урока |
| Оценка проделанной учащимися работы. | Рассматривают перспективы дальнейшего продвижения по теме. | 2 |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
Таблица 2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Гипертекст с иллюстрациями «Формирование климата России» | Информационный, Гипертекст с иллюстрациями | Флеш-анимация | |
2. | Интерактивная модель «Шарообразность Земли и её климатические следствия на территории России» | Информационный, интерактивная модель | Флеш-анимация | |
3. | Интерактивная модель «Зависимость климата от циркуляции воздушных масс» | Информационный, интерактивная модель | Флеш-анимация | |
4. | Интерактивная модель «Зависимость климата от свойств подстилающей поверхности» | Информационный, интерактивная модель | ||
5. | Тренажеры по географии | Практический, электронные тренажеры | 5 тренировочных заданий | |
6. | Контроль. Климат и климатические ресурсы России. | Контрольный модуль, мини-тест | Модифицируемый компьютерный ИР |