МБОУ «Первомайская сош»
Конспект комбинированного урока по географии в 9–м классе:
Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов
«Северо–Запада».
Учитель географии МБОУ «ПСОШ»
Учебный корпус №1
Антипова С.Н.
2011-2012 учебный год.
Цели и задачи.
Познакомить с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом, другими городами Северо-Запада.
Способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.
Средства обучения. Тематические карты Северо-Запада, атласы, учебники, ИЛО, компьютер. Проектор. Презентации по теме.
Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный, с элементами уровневой дифференциации.
Основное содержание. Северо-Западный район Российской Федерации, Санкт-Петербургский узловой район, экономические и экологические проблемы, памятники истории, достопримечательности района. Выгоды ЭГП на разных исторических этапах развития. Калининградская область — анклав на западе России. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Новые термины и понятия. Свободная экономическая зона, анклав.
Практические задания. За два урока ребятам были даны творческие задания приготовить презентации о исторических памятниках, событиях городов Северо-Запада.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой её гранит…
А.С.Пушкин
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. музыкальный фрагмент.
Ребята, как Вы думаете, о каком городе России пойдёт речь на сегоднешнем уроке?
Цель урока: познакомиться с влиянием географических особенностей на природу Санкт-Петербурга, расселения населения и культурным наследием.
План изучения.
Территориально-планировочная структура города Санкт-Петербурга.
Особенности расселения города Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург, его особая роль в истории России.
Калининград
В состав СЗР входят: Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург. К СЗР также относят и Калининградскую область.
| |
Назовите численность населения города Санкт-Петербурга. | В Санкт-Петербурге проживает почти 5 миллионов человек. |
Какое место занимает этот город в развитии мировой цивилизации | Этот город играет уникальную роль не только и в истории России, но и в развитии мировой цивилизации. |
Кем был основан город Санкт-Петербург? | Петром 1. |
В каком году? | В 1703 году. |
С момента основания город несколько раз сменил названия, перечислите их. | Санкт-Петербург Петроград Ленинград Санкт-Петербург |
Назовите главную географическую особенность расположения города, основанного Петром 1. | Расположен на побережье Балтийского моря,точнее в Финском заливе, в устье реки Нева. |
В какой океан имеет выход? | В Атлантический океан. |
Какое влияние на климат территории оказывает А.о.? | Зимой приносит тёплый воздух, большое количество осадков в виде снега, летом охлаждает территорию. |
Почему осенью встречаются наибольшие подъемы уровня воды? | 1. Из-за проходящих над Балтикой циклонов, которые как бы втягивают в себя огромные массы воды. Когда циклоны ослабевают, вода с большой скоростью растекается во все стороны, образуя длинную волну, которая закупоривает Неву, вытекающую из Ладожского озера. |
Вторая причина кроется в низменности территории, его материковая часть возвышается до 4 метров, а острова до 3 метров. Город ассоциируется с частыми наводнениями, которых было 270 .
|
|
Что же построили люди во избежание наводнений? Наиболее эффективная защита от наводнений — строительство в открытом море, на расстоянии 25 километров от земли , в Финском заливе сложнейших гидросооружений польдеров. | Сроили дамбы |
Почему мосты на Неве разводные? | Финский залив отличается мелководностью, для свободного прохода судов по реке Неве в Финский залив их разводят. |
Ещё одна географическая особенность города на Неве — белые ночи. Объясните это природное явление | Город расположен в приполярных широтах. |
Итак, подведите итог особенностей географического положения района. | Граничит с зарубежными странами( Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, с Центральной Россией – Смоленской, Тверской областями, Европейским Севером – Вологодской областью, республикой Карелией) Имеет выход в Атлантический океан, низменную территорию |
С каким городом мира сравнивают Санкт0петербург ,за обилие водоёмов (рек, притоков, каналов, озёр, прудов)? | Венецией. |
А за уникальную феерию архитектурных ансамблей называют ещё и…. | Северной Пальмирой. |
В чем же заключаются особенности размещения населения в пределах агломерации Санкт-Петербурга? Рассмотрим рисунок 36 на странице 127. | Агломерация делится на несколько зон освоения и расселения. Центральный район – историческая часть города, именно с ней отожествляется лицо, визитная карточка города Санкт-Петербурга. |
Что здесь размещено? | Правительство, законодательное собрание, универмаги. Банки, офисы, театры, НИИ, ВУЗы, музеи. |
Почему в центре мало промышленных предприятий? | Это историческая часть города, поэтому и новые промышленные предприятия нельзя строить на этой территории. Практически все здания охраняются государством и имеют историческую ценность. |
В центральной части города резкое увеличение численности дневного населения над ночным. Объясните.
| 1. Количество работающих в центре в дневное время больше, чем жителей проживающих там постоянно. 2. Много туристов. 3. В центре проживают в основном люди пред пенсионного и пенсионного возраста. 4.Дорогое жилье, на окраине жилая площадь дешевле |
Как называется вид миграции , когда люди в течении суток переезжают из одного пункта в другой, и назад | Маятниковая |
Основная зона – центральная локализуется в пределах 50 километров. За пределами общегородского центра жилые кварталы перемешиваются с обширными ареалами промышленных зон. |
|
Назовите главную отрасль специализации района. | В структуре промышленности главное место занимает отрасль машиностроения. |
Перечислите отрасли машиностроения | Судостроение Энергомашиностроение Приборостроение Радиоэлектроника Вагоностроение Автомобилестроение
|
По рисунку 36 перечислите и другие отрасли специализации промышленности | Химическая, лёгкая, пищевая, строительная. |
Сделайте вывод о промышленном развитии территории. | Территория очень хорошо развита, так как развивается многоотраслевое машиностроение, наукоёмкие отрасли промышленности. |
В Северо-Западном районе есть и географические различия территории. Выделите районы по их особенностям. | Невский край и Древнерусская территория — Новгородская и Псковская область, Калининградская область. |
В чем же географическая отличительная черта Калининграда? | Территория расположена отдельно от территории России. О ней расскажет Щавелев Никита. АНКЛАВ (энклав) (франц. enclave, от лат. inclavo — запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией др. государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом (например, Калининградская область в Российской Федерации). ПОЛУАНКЛАВ — анклав, имеющий выход в море.
|
Хотя история Санкт — Петербурга насчитывает всего лишь 300 лет образ этого города не оставляет равнодушными литераторов, поэтов, художников, архитекторов, туристов, музеи этого города – его своеобразная визитная карточка, сокровищница отечественного и мирового искусства.
О Исаакиевском соборе музее-памятнике расскажет Михалёв Дмитрий.
Один из наиболее грандиозных дворцово-парковых комплексов 18-19вв- Петергоф. Расскажет Козлова Анна.
О великолепном дворцово-парковом ансамбле 18 века – Царском селе расскажет Бочарова Анастасия.
В городе много мест, связанных с великим русским поэтом А.С.Пушкиным (Шипилов Ярослав).
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой
Что тебе снится, крейсер Аврора?
В час когда утро встает над Невой?
Город революции. О музее Авроры расскажет Кузнецов Артём.
Город герой, переживший блокаду.
Девчонка руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
Автор Юрий Воронов.
Мухортов Павел расскажет о блокаде.
Город, в котором просияли православные святые: о Ксении Петербуржской расскажет Рогатин Максим.
4.Закрепление.
Назовите особенности географического положения Санкт – Петербурга.
Какие сооружения строят для предотвращения наводнений?
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Д.задание.№28.
О городе можно говорить много, для каждого человека есть в нём что-то свое. А сейчас вы заполните анкету урока, которую я проанализирую.
Дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
активно / пассивно | |
2.Своей работой на уроке я
| доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался
| коротким / длинным |
4.За урок я
| не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Спасибо за урок.
5