Тема: Географическое положение Австралии.
Рельеф и полезные ископаемые
Учебно-воспитательные задачи:
Формирование у учащихся приема составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карты нужного содержания;
Формирование умения проводить анализ карт в сочетании с другими источниками;
Совершенствование умений работать с градусной сеткой карты.
Оборудование: физическая карта Австралии, атласы, контурные карты
Ход урока:
I. Оргмомент
Эпиграф урока
Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами
Там очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады.
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение……
Учитель:
Итак, как вы уже поняли сегодня речь пойдет о загадочном и манящем материке Австралия. На вопрос: «Почему люди стремятся в Австралию?», – каждый ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос?
(ответы учащихся).
Учитель:
Действительно, это очень удивительный материк, на нем:
при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее (почему?);
здесь обитают животные и произрастают растения, которых нет на других материках;
на материке только одно государство.
Что делает Австралию Австралией: пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, «плюшевые медвежата» коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленные стада овец. Но главное, конечно сами австралийцы, их быт, нравы и характеры. В книге английского писателя-юмориста есть любопытные строки: «Семь- слышите, не шесть, не восемь, а именно семь! –семь универмагов, различных городах Австралии были показаны мне с аттестацией «самого большого магазина в южном полушарии». Я насчитал пять стадионов, каждый из которых по словам австралийцев был «самым крупным в южном полушарии». Меня познакомили с очень высоким рыжеволосым джентльменом, владельцем фабрики консервированных бобов. Когда он ненадолго отлучился , мой спутник заметил, что он самый высокий рыжий директор во всём южном полушарии…» ( Дж. Микеш)
Шутка, но она передаёт колорит пятого континента: ведь во многом Австралия, вправду самый …материк. Самый…Какой?
Можно сказать, что Австралия:
– самый малый по площади;
– самый сухой;
– самый малонаселенный;
– самый спокойный (нет действующих вулканов).
Австралия – «страна наоборот». С латинского языка austral – переводится «противоположный, южный» (целиком в Южном полушарии). Австралия – часть древнего материка Гондваны.
Изучение новой темы:
Итак, тема нашего урока «Физико-географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые»
Мы начинаем работу по технологической карте, которая есть у каждого из вас на столе.
Технологическая карта для учащихся
Цель: Учащиеся должны знать и уметь:
| ||||||||
УЭ-1 | Цель: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы Вопросы и задания: Выполните практическую работу «Определение географического положения Австралии» (работа с атласом, физической картой Австралии, учебником) по плану:
– нулевого меридиана
| |||||||
| Цель: Закрепить навыки работы на контурной карте На контурной карте Австралии нанести:
| |||||||
УЭ-2 | Цель: Научить учащихся составлять характеристику исследования материала в хронологическом порядке. Вопросы и задания: Занесите сведения об исследовании Австралии в таблицу:
| |||||||
УЭ-3 | Цель: На основе применения теоретических знаний о рельефе Земли, сформировать общее представление об особенностях рельефа Австралии, выяснить: Проблемный вопрос: Австралию называют самым спокойным «в геологическом» отношении материком. Справедливо ли это утверждение? Вопросы:
| |||||||
Составить сравнительную характеристику рельефа Африки и Австралии
.
Цель: Учащиеся должны уметь самостоятельно применить полученные знания по теме. 1.Как называется самый маленький материк на Земле? а) Айсберг; б) Атлантида; в) Австралия; 2. К какому полушарию относится австралийский материк? а) Южному; б) Восточному; в) Южному и Восточному; 3. Кто доказал, что Австралия – это единый массив суши? а) Байрон Иоганн Иванович Мюнхаузен; б) Абел Янсзон Тасман; в) Николай Николаевич Миклухо – Маклай; 4. Как была названа Австралия, её первооткрывателем Янсзоном Тасманом? а) Эдем; б) Новая Голландия; в) Земля Санникова. 5. Кому обязано восточное побережье Австралии своим открытием? а) Деду Мазаю; б) Куку; в) Олимпийским играм 2000 года. 6. В каком году была открыта Австралия? а) в 1606 году; б) в 1917 году; в) это ещё предстоит сделать. 7. Что находится в основании Австралийского материка? а) три кита; б) древняя платформа; в) фундамент. 8. В состав какого древнего материка входили Австралия и Африка? а) Гондвана; б) Пангея; в) Лавразия. 9. Правильно ли считают учёные, что в основании Австралии находится не только древняя платформа, но и область древней складчатости? а) да; б) нет; в) не знаю и знать не хочу. 10. Как называется самая высокая точка материка Австралии? а) гора Маяшина; б) гора Костюшка; в) гора Косцюшка. 11. Какой мыс является самой восточной точкой материка Австралия? а) мыс Байрон; б) мыс Йорк; в) мыс Игольный.
|
.
УЭ-5 Цель: Проверка правильности ответов по контрольной карте.
( 1-в; 2-в; 3-б; 4-б; 5-б; 6-а; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в; 11-а)
Оцените вашу работу. Критерии оценок:
9-10 правильных ответов — вы успешно справились с работой- 5 баллов
7-8 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал – 4 балла.
4-6 правильных ответов – вы были не слишком внимательны -3 балла
менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо усвоили тему.
УЭ-6 Выбери домашнее задание:
7-8 правильных ответов: | Менее 7 правильных ответов | |
Составить малое «кругосветное» путешествие вокруг Австралии. | Повторить записи в тетради, выполнить задания 1,3 –стр.195 | Повторить тему по учебнику – параграф 53 |
ИТОГ УРОКА.
Индивидуальная работа. Рефлексия.
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
Я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому.
Я всё понял(а) материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.
Я всё понял(а) материал частично.
Я ничего не понял(а).
Я ставлю себе оценку ………..