Конспект урока по Географии «Географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые»

Тема: Географическое положение Австралии.

Рельеф и полезные ископаемые


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Формирование у учащихся приема составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карты нужного содержания;

  2. Формирование умения проводить анализ карт в сочетании с другими источниками;

  3. Совершенствование умений работать с градусной сеткой карты.


Оборудование: физическая карта Австралии, атласы, контурные карты


Ход урока:

I. Оргмомент

Эпиграф урока


Австралия – страна наоборот,

Она располагается под нами

Там очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады.

Там в январе, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то

Там в зарослях следы бескрылых птиц.

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение……


Учитель:

Итак, как вы уже поняли сегодня речь пойдет о загадочном и манящем материке Австралия. На вопрос: «Почему люди стремятся в Австралию?», – каждый ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос?


(ответы учащихся).

Учитель:

Действительно, это очень удивительный материк, на нем:


  • при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее (почему?);

  • здесь обитают животные и произрастают растения, которых нет на других материках;

  • на материке только одно государство.

Что делает Австралию Австралией: пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, «плюшевые медвежата» коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленные стада овец. Но главное, конечно сами австралийцы, их быт, нравы и характеры. В книге английского писателя-юмориста есть любопытные строки: «Семь- слышите, не шесть, не восемь, а именно семь! –семь универмагов, различных городах Австралии были показаны мне с аттестацией «самого большого магазина в южном полушарии». Я насчитал пять стадионов, каждый из которых по словам австралийцев был «самым крупным в южном полушарии». Меня познакомили с очень высоким рыжеволосым джентльменом, владельцем фабрики консервированных бобов. Когда он ненадолго отлучился , мой спутник заметил, что он самый высокий рыжий директор во всём южном полушарии…» ( Дж. Микеш)

Шутка, но она передаёт колорит пятого континента: ведь во многом Австралия, вправду самый …материк. Самый…Какой?


Можно сказать, что Австралия:

самый малый по площади;

– самый сухой;

– самый малонаселенный;

– самый спокойный (нет действующих вулканов).


Австралия – «страна наоборот». С латинского языка austral – переводится «противоположный, южный» (целиком в Южном полушарии). Австралия – часть древнего материка Гондваны.


Изучение новой темы:

Итак, тема нашего урока «Физико-географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые»

Мы начинаем работу по технологической карте, которая есть у каждого из вас на столе.


Технологическая карта для учащихся



Цель: Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Показывать элементы береговой линии Австралии;

  2. Определять географическое положение материка, координаты крайних точек;

  3. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка;

  4. Выявлять связь рельефа с геологическим строением.

УЭ-1

Цель: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Вопросы и задания:

Выполните практическую работу «Определение географического положения Австралии» (работа с атласом, физической картой Австралии, учебником) по плану:

  1. Положение относительно: – экватора

нулевого меридиана

  1. Какими океанами омывается?

  2. Как расположен относительно других материков?

  3. В каких тепловых поясах располагается?

  4. Крайние точки материка и их координаты.


Цель: Закрепить навыки работы на контурной карте

На контурной карте Австралии нанести:

  1. Крайние точки материка;

  2. Океаны, омывающие материк;

  3. Моря, проливы, заливы;

  4. Острова;

  5. полуострова.

УЭ-2

Цель: Научить учащихся составлять характеристику исследования материала в хронологическом порядке.

Вопросы и задания:

Занесите сведения об исследовании Австралии в таблицу:


Дата

Исследователь

Открытие






УЭ-3

Цель: На основе применения теоретических знаний о рельефе Земли, сформировать общее представление об особенностях рельефа Австралии, выяснить:

Проблемный вопрос: Австралию называют самым спокойным «в геологическом» отношении материком. Справедливо ли это утверждение?

Вопросы:

  1. В пределах какой литосферной плиты находится материк;

  2. Какая древняя платформа лежит в основе материка;

  3. Сделайте вывод: каким формам рельефа соответствует древняя платформа;

  4. Чем представлена горная система Австралии;

  5. Есть ли на материке области новой складчатости?

Составить сравнительную характеристику рельефа Африки и Австралии


Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка






.










Цель: Учащиеся должны уметь самостоятельно применить полученные знания по теме.

1.Как называется самый маленький материк на Земле?

а) Айсберг;

б) Атлантида;

в) Австралия;

2. К какому полушарию относится австралийский материк?

а) Южному;

б) Восточному;

в) Южному и Восточному;

3. Кто доказал, что Австралия – это единый массив суши?

а) Байрон Иоганн Иванович Мюнхаузен;

б) Абел Янсзон Тасман;

в) Николай Николаевич Миклухо – Маклай;

4. Как была названа Австралия, её первооткрывателем Янсзоном

Тасманом?

а) Эдем; б) Новая Голландия; в) Земля Санникова.

5. Кому обязано восточное побережье Австралии своим открытием?

а) Деду Мазаю; б) Куку; в) Олимпийским играм 2000 года.

6. В каком году была открыта Австралия?

а) в 1606 году; б) в 1917 году; в) это ещё предстоит сделать.

7. Что находится в основании Австралийского материка?

а) три кита; б) древняя платформа; в) фундамент.

8. В состав какого древнего материка входили Австралия

и Африка?

а) Гондвана; б) Пангея; в) Лавразия.

9. Правильно ли считают учёные, что в основании Австралии находится не только древняя платформа,

но и область древней складчатости?

а) да; б) нет; в) не знаю и знать не хочу.

10. Как называется самая высокая точка материка Австралии?

а) гора Маяшина; б) гора Костюшка; в) гора Косцюшка.

11. Какой мыс является самой восточной точкой материка Австралия?

а) мыс Байрон; б) мыс Йорк; в) мыс Игольный.













.


УЭ-5 Цель: Проверка правильности ответов по контрольной карте.


( 1-в; 2-в; 3-б; 4-б; 5-б; 6-а; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в; 11-а)


Оцените вашу работу. Критерии оценок:


9-10 правильных ответов — вы успешно справились с работой- 5 баллов

7-8 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал – 4 балла.

4-6 правильных ответов – вы были не слишком внимательны -3 балла

менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо усвоили тему.

УЭ-6 Выбери домашнее задание:


9-10 правильных ответов

7-8 правильных ответов:

Менее 7 правильных ответов

Составить малое «кругосветное» путешествие вокруг Австралии.

Повторить записи в тетради, выполнить задания 1,3 –стр.195

Повторить тему по учебнику – параграф 53


ИТОГ УРОКА.


Индивидуальная работа. Рефлексия.


Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:


  1. Я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому.

  1. Я всё понял(а) материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.


  1. Я всё понял(а) материал частично.


  1. Я ничего не понял(а).


  1. Я ставлю себе оценку ………..












Свежие документы:  Конспект урока по географии "Равнины. Образование равнин, их изменение во времени" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: