Конспект урока по Географии «Горные породы, слагающие земную кору» 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дьяконовская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области


















Урок географии в 6 классе

по теме: «Горные породы, слагающие земную кору»












Автор методической разработки урока

Учитель географии I квалификационной категории

МОУ Дьяконовская ООШ

Котова Зоя Петровна















Урок географии в 6 классе по теме:

«Горные породы, слагающие земную кору»


Цель урока: Сформировать представления о строении земной коры.

Образовательные задачи: Научить описывать горные породы, объяснять термины «полезные ископаемые», «строительные материалы»,

Развивающие задачи: продолжить работу по развитию устной монологической речи учащихся; повысить интерес учащихся к географии.

Воспитательные задачи: воспитать у учащихся бережное отношение к природе и рациональному использованию природных ресурсов, воспитать чувство прекрасного и любовь к народной культуре.

Тип урока: Урок новых знаний

Вид урока: Урок-сказка.

Оборудование: плакаты из серии «Полезные ископаемые», условные знаки и таблички на магнитной доске, портреты главных героев сказки и грамота, коллекция горных пород и минералов, заранее составленные списки групп-учащихся, карточки с планом и таблицей, названиями горных пород.

Ход урока:

  1. Орг. момент:

Сообщение темы урока (тема записана на доске)

  1. Вступительное слово:

Ребята, сегодня мы с вами будем работать группами, в каждой группе выберите командира — воеводу, который будет руководить вашей работой.

Мы должны сегодня выяснить из чего состоит литосфера, научиться описывать горные породы. Мы также узнаем, как образовались различные горные породы.

Ребята, а вы любите сказки? (ответ)

Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?»

  1. Объяснение нового материала: (рассказ сказки)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон (портрет на доску). Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына – удалого доброго молодца Ивана – Царевича (портрет на доску). Тяжело царю Додону править царством – государством стало, состарился он, да и боязно передавать трон молодому и неопытному сыну. Тут и решил царь испытать Ивана-Царевича. Призвал он к себе сына и говорит: « Отправляйся Иван-Царевич, в дальние края, мир поведать, да и себя показать, уму – разуму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне «Ключ Земли». А как вернешься с победою, будешь царством – государством управлять».

Поклонился Иван – Царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки. Долго ли, коротко ли дошел Иван-Царевич до заморского царства — государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера» (табличку на доску). Прочитал Иван- Царевич мудрёное название и призадумался.

Вопрос: Ребята, кто поможет Ивану –Царевичу объяснить это название

Ответ: Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии.

Стал Иван-Царевич про «Ключ Земли» спрашивать , а ему и отвечают:

— Есть в нашей стране «Ключ Земли», но найти его не просто. Храниться он глубоко под Землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства.

— А как же мне туда добраться, — спрашивает Иван-Царевич.

— Нужно вырыть глубокий колодец — отвечают ему люди.

Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала Царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на магнитную доску вывешиваются условные знаки данных полезных ископаемых, учащиеся получают карточки с названиями пород и размещают их аналогично).

Задание: Ребята, найдите в коллекциях эти горные породы и опишите их по плану:

  1. Название горной породы

  2. Цвет, твердость, пачкает ли руки?

  3. Где применяется?

Идет работа в группах, планы выданы каждой группе, затем один представитель группы отвечает. По ходу рассказа на доске составляется схема горных пород.

Учитель: Эти горные породы образуются при разрушении более твердых горных пород, при скоплении остатков растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу – ОСАДОЧНЫЕ горные породы.

Глубже роет колодец Иван — царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды разных металлов.

Вопрос: Найдите в коллекции горных пород эти металлы и руды, опишите их по плану (работа в группах)

Все эти горные породы образовались из застывшей лавы, поэтому называются МАГМАТИЧЕСКИМИ.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под Землю. Тяжело ему рыть. Твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

— Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?

(ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура . Затем группы получают карточки с названиями горных пород и описывают их).

Эти горные породы образовались на большой глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Например, из песка образуется песчаник, а из гранита – алмаз. Их называют МЕТАМОРФИЧЕСКИМИ.

Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере: стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала сидит на троне Прекрасная царевна Подземного царства (портрет на доску под условными знаками).

Поклонился Иван – Царевич и молвил:

— Здравствуй, красная девица, заморская царица , не вели казнить, вели слово молвить!

— Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?

— Люди говорят, что скрываешь ты ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!

— Ну, что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе заветный ключ!

— Загадывай! – сказал Иван – Царевич ,- попробую отгадать!

( Ребята, поможем отгадать загадки Ивану — Царевичу?)

  1. Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)

  2. Черен как ворон, а греет, как Солнце (Уголь)

  3. Белый, как сахар, но не сладкий

Пока руки им не испачкаешь

Ума – разума не наберешься! (Мел)

Замечательно, ребята! Вы очень помогли Ивану – Царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная Царевна и говорит:

— Ну, что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума — разума, много ли нового узнал ты в моей стране?

— Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве!

— Вот тебе ключ Земли, — отвечает Царевна, — Запомни, юноша, только знания, как ключ открывают любые замки и двери!

Поклонился Иван – Царевич в пояс, поблагодарил Царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь.

— А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно (учащиеся повторяют путь, используя схему на доске. Закрепляют новые понятия и знания.

— В коллекциях горных пород найдите полезные ископаемые, которые встречаются в нашей местности. Где они используются?

А теперь вернемся к нашему герою:

Вернулся Иван – Царевич домой, в родной город, и рассказал отцу о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван — Царевич».

Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.

А нам с вами прислал наш герой грамоту:

Грамота:

Друзья, мои! Спасибо за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам не известны! Дома потрудитесь: почитайте § 17 и заполните таблицу № 3. Желаю всем здоровья и упорства.

Царь Иван.


В завершение урока подводятся итоги в группах и выставляются отметки.

Свежие документы:  Рабочая программа "Сельскохозяйственный труд 5-8 классы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: