Конспект урока по Географии «Городское и сельское население мира, понятие об урбанизации»

План-конспект урока географии по теме:

«Городское и сельское население мира, понятие об урбанизации».

Подготовила студентка 5 курса, ВГПУ, ЕГФ, отд. Г/Б Вильчинская Олеся Николаевна


Цели:

  1. Формирование представления о расселении населения.

  2. Развитие интереса к размещению населения.

  3. Воспитание чувства ответственности к размножению населения Земли.


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, карта плотности населения, атласы

Ход урока.

Смысловой блок

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проверка д/з по теме: размещение и миграции населения

  1. В пределах, каких климатических поясов проживает основная масса людей?

  2. Какие территории не заселены? По каким причинам?

  3. Какое полушарие заселено больше всего?

  4. Какое меньше всего?

  5. Перечислите самые плотнозаселенные регионы мира

  6. Что такое миграция?

  7. Главная причина миграций?

  8. Главные страны трудовой иммиграции


Изучение нового материала. Городское и сельское население мира.

— А мигранты, куда стремятся попасть в первую очередь? В города или села? Почему?

— Правильно. По заданным мной вопросам, как думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?

— Записываем в тетрадях: « Городское и сельское население мира. Понятие об урбанизации»

— Сначала поговорим о сельском населении: Вместе с ребятами выясняем, какие типы сельского расселения могут быть в мире. Так же в каких регионах преобладает групповая, рассеянная форма расселения и где отсутствует (выясняем по каким причинам)


— Далее говорим о городском населении. Таким же образом, посредством наводящих вопросов, выясняем, какими бывают города по функциям и по численности.

— В город, потому что условия жизни в городе лучше, чем в селе. Он экономически более разит.

— О городском и сельском населении




-В тетрадях записывают график форм расселения, который включает в себя: групповая (Центральная и Южная Европа, РФ, Японии и т.ж. большинство развивающихся стран); рассеянная (ферма) (США, Канада, Австралия, страны Северной Европы); отсутствует (районы кочевого скотоводства)

-В тетрадях такой же график. Выясняют, что по функциям города бывают: промышленные, культурные, научные, административные центры, транспортные узлы. И по численности: США(2,5 тыс чел), Индия (5 тыс чел), Нидерланды (20 тыс чел), Япония (30 тыс чел), Швеция,Дания,Финляндия (200чел), РФ (насел+промышленность от 5 тыс чел)


Делают вывод о проделанной работе

Урбанизация – как всемирный процесс

— Прошу открыть атласы на стр. 4, по карте «Урбанизация» отметьте долю городского населения и скажите, в каких регионах мира большая часть населения живет в городах



— Это говорит об изменении соотношения численности городского и сельского населения. Посмотрите на график «Городское и сельское население мира» и сделайте вывод по нему.





— Посмотрев на этот график можно сказать, что идет процесс роста городского населения, увеличение числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а т.ж. повышения роли городов в современном мире и все это называется – урбанизацией.

— Урбанизация – важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа (на презентации). Посредством графика выясняем интересующие нас вопросы.





— практическая работа «Определение урбанизированности государств»

— С и Ю Америка, Австралия – более 80% населения

— Европа и РФ, Саудовская Аравия и нек. Страны Африки, а т.ж. Япония – от 60 до 80 %

— остальные – это 40-60% и менее 40%

— В течении 20в. Численность городского населения возросла от 220 млн. чел. До 2276 млн.чел., а доля жителей городов во всем населении выросла от 14% до 45%. При этом доля сельского населения упала соответственно с 86% до 55%.

— В своих тетрадях записывают определение понятия урбанизация






— Посредством графика выясняют почему процессы урбанизации начались в Европе и С Америке, выясняют, почему на втором этапе происходит ускорение роста числа городов и распространение процессов урбанизации почти на все регионы мира. Так же, выясняют, чем ознаменован третий этап. Выясняют что такое агломерация, мегаполис, мегалополис. В атласах находят примеры мегалополисов (пример: Токайдо)

— благодаря атласу определяют

Высоко-

Урбанизи-

рованные страны

Средне-

Урбани-

Зирован-

ые стра-

ны

Слабо-

Урбани-

Зирован-

Ные стра-

ны

Доля гор.

Насел. 60%

От 40 до

60 %

Менее

40 %

Перечис-

Ление стран

Перечис-

Ление стран

Перечис-

Ление стран



— Вы сделали практическую работу. Теперь смотря в атлас скажите мне какуровень урбанизации выглядит в развивающихся странах?

— Такие темпы роста в развивающихся странах называют: «городской взрыв». Почему происходят такие быстрые темпы роста городов?

— А вот в развитых странах наоборот тенденция к субурбанизации. Подумайте, что это значит и почему происходит

— Он высокий. Это страны Зарубежной Азии и Африки



— Города более приспособлены для жизни, они более урбанизированы, больше возможностей для нахождения работы

— Переезд части городского населения в пригороды. Из-за плохой экологии, удорожания цен, чересчур развитой инфраструктуры


-Делают вывод о сказанном

Экологические проблемы

— Какая главная проблема больших городов?



— Еще одна проблема – «городской взрыв» — малоимущее население стекается в города и происходит «трущебная урбанизация» — объясните это понятие

— Экология. Города загрязняют окружающую среду – до 80% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

— множество малоимущих граждан приезжают за лучшей жизнью, но ничего не добиваются и живут в бараках, что очень плохо, потому что затрудняет развитие городов.


— Вывод о сказанном

Закрепление

Провожу в виде игры: Ученик выходит к доске, а остальные по поднятой руке задают ему вопросы по уроку, в итоге ставится 2 оценки – отвечающему и наиболее часто задаваемому вопросы. Если стоящий у доски не может ответить на вопрос, то отвечает сам задающий. Задающим не разрешается пользоваться тетрадями, учебниками, атласами

Так же вопросы от меня:

  1. Какие формы сельского расселения вы знаете?

  2. Какие функции выполняют города

  3. Какое население должно быть в населенном пункте, что бы стать городом, в Индии?

  4. А в Японии?

  5. Что такое урбанизация?

  6. Что такое «городской взрыв»?

  7. Почему в развитых странах замедляется темп урбанизации?

  8. Почему города стали главной формой расселения людей в современном мире?



Д/З

— Рефлексия

— Параграф «Городское и сельское население мира, понятие об урбанизации»



— Тетради сдают на проверку

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре и началам математического анализа "Вычисление производных функций" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: