План-конспект урока географии по теме:
«Городское и сельское население мира, понятие об урбанизации».
Подготовила студентка 5 курса, ВГПУ, ЕГФ, отд. Г/Б Вильчинская Олеся Николаевна
Цели:
Формирование представления о расселении населения.
Развитие интереса к размещению населения.
Воспитание чувства ответственности к размножению населения Земли.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, карта плотности населения, атласы
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||
Проверка д/з по теме: размещение и миграции населения |
|
| ||||||||
Изучение нового материала. Городское и сельское население мира. | — А мигранты, куда стремятся попасть в первую очередь? В города или села? Почему? — Правильно. По заданным мной вопросам, как думаете, о чем будет наш сегодняшний урок? — Записываем в тетрадях: « Городское и сельское население мира. Понятие об урбанизации» — Сначала поговорим о сельском населении: Вместе с ребятами выясняем, какие типы сельского расселения могут быть в мире. Так же в каких регионах преобладает групповая, рассеянная форма расселения и где отсутствует (выясняем по каким причинам)
— Далее говорим о городском населении. Таким же образом, посредством наводящих вопросов, выясняем, какими бывают города по функциям и по численности. | — В город, потому что условия жизни в городе лучше, чем в селе. Он экономически более разит. — О городском и сельском населении
-В тетрадях записывают график форм расселения, который включает в себя: групповая (Центральная и Южная Европа, РФ, Японии и т.ж. большинство развивающихся стран); рассеянная (ферма) (США, Канада, Австралия, страны Северной Европы); отсутствует (районы кочевого скотоводства) -В тетрадях такой же график. Выясняют, что по функциям города бывают: промышленные, культурные, научные, административные центры, транспортные узлы. И по численности: США(2,5 тыс чел), Индия (5 тыс чел), Нидерланды (20 тыс чел), Япония (30 тыс чел), Швеция,Дания,Финляндия (200чел), РФ (насел+промышленность от 5 тыс чел)
Делают вывод о проделанной работе | ||||||||
Урбанизация – как всемирный процесс | — Прошу открыть атласы на стр. 4, по карте «Урбанизация» отметьте долю городского населения и скажите, в каких регионах мира большая часть населения живет в городах
— Это говорит об изменении соотношения численности городского и сельского населения. Посмотрите на график «Городское и сельское население мира» и сделайте вывод по нему.
— Посмотрев на этот график можно сказать, что идет процесс роста городского населения, увеличение числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а т.ж. повышения роли городов в современном мире и все это называется – урбанизацией. — Урбанизация – важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа (на презентации). Посредством графика выясняем интересующие нас вопросы.
— практическая работа «Определение урбанизированности государств» | — С и Ю Америка, Австралия – более 80% населения — Европа и РФ, Саудовская Аравия и нек. Страны Африки, а т.ж. Япония – от 60 до 80 % — остальные – это 40-60% и менее 40% — В течении 20в. Численность городского населения возросла от 220 млн. чел. До 2276 млн.чел., а доля жителей городов во всем населении выросла от 14% до 45%. При этом доля сельского населения упала соответственно с 86% до 55%. — В своих тетрадях записывают определение понятия урбанизация
— Посредством графика выясняют почему процессы урбанизации начались в Европе и С Америке, выясняют, почему на втором этапе происходит ускорение роста числа городов и распространение процессов урбанизации почти на все регионы мира. Так же, выясняют, чем ознаменован третий этап. Выясняют что такое агломерация, мегаполис, мегалополис. В атласах находят примеры мегалополисов (пример: Токайдо) — благодаря атласу определяют
| ||||||||
| — Вы сделали практическую работу. Теперь смотря в атлас скажите мне какуровень урбанизации выглядит в развивающихся странах? — Такие темпы роста в развивающихся странах называют: «городской взрыв». Почему происходят такие быстрые темпы роста городов? — А вот в развитых странах наоборот тенденция к субурбанизации. Подумайте, что это значит и почему происходит | — Он высокий. Это страны Зарубежной Азии и Африки
— Города более приспособлены для жизни, они более урбанизированы, больше возможностей для нахождения работы — Переезд части городского населения в пригороды. Из-за плохой экологии, удорожания цен, чересчур развитой инфраструктуры
-Делают вывод о сказанном | ||||||||
Экологические проблемы | — Какая главная проблема больших городов?
— Еще одна проблема – «городской взрыв» — малоимущее население стекается в города и происходит «трущебная урбанизация» — объясните это понятие | — Экология. Города загрязняют окружающую среду – до 80% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — множество малоимущих граждан приезжают за лучшей жизнью, но ничего не добиваются и живут в бараках, что очень плохо, потому что затрудняет развитие городов.
— Вывод о сказанном | ||||||||
Закрепление | Провожу в виде игры: Ученик выходит к доске, а остальные по поднятой руке задают ему вопросы по уроку, в итоге ставится 2 оценки – отвечающему и наиболее часто задаваемому вопросы. Если стоящий у доски не может ответить на вопрос, то отвечает сам задающий. Задающим не разрешается пользоваться тетрадями, учебниками, атласами Так же вопросы от меня:
|
| ||||||||
Д/З | — Рефлексия — Параграф «Городское и сельское население мира, понятие об урбанизации»
| — Тетради сдают на проверку |