Урок географии9 класс. Хозяйство. Население России.
в курсе региональной географии РТ(2 часа в неделю)
(составитель учитель первой квалификационной категории СОШ имени академика Р.З. Сагдеева г.Буинска РТ)
Тема: Деловая игра ,,Я -предприниматель”.Метод проектной деятельности.
Цель:
1.Закрепление знаний о предпринимательстве ,менеджменте и возможности развития малого бизнеса в Буинском районе РТ в проектной деятельности учащихся на уроке.
2.Формирававние умений применения знаний в практической деятельности работы над проектом.
3.Воспитание любви и бережного отношения к родному краю, интереса к частному бизнесу, самостоятельному карьерному росту.
Методы: метод проектной деятельности,дедуктивный ,аналитический, частично-поисковый, эвристический, объяснительно — иллюстративный.
Формы организации учащихся: коллективно-групповая, малые группы, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация предприятий, схема возможных предприятий.
План:
1.Орг момент
2.Актуализация знаний.
Эпиграф к уроку: Потребности человека рождает предпринимателей.
Учитель: Сегодня необычный урок. Я предлагаю вам побывать в роли предпринимателей малого предприятия, но для этого нам необходимы некоторые знания. Перед вами выступит консультант по вопросам экономики .(выступления сопровождаются слайдовым показом – приложение №1)
—Консультант по вопросам экономики( предварительно подготовленный ученик)
на экране схема :
« Взросление предпринимателя»
1.Продают то, что производят
2.Анализируем то, что производиться и продается
3.Произвожу то, что продается и формирую потребности
Ввожу понятие «маркетинг» , «менеджмент»
Маркетинг заключается в:
1.Выявлении потребностей 2.Удолетворении потребностей
3.Возобновлении потребностей
Маркетинг-это набор методов ,с помощью которых фирмы определяют что, для кого и как, по чем производить и продавать;
-это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Учитель : введение понятия «менеджмент»
Менеджмент-управление производством и продажей.
Оно включает в себя следующее:
1).Организация производства товаров и услуг.
-Формирование стартового капитала фирмы (предпринимателя):
*Собственные средства
*Кредит в банке
*Привлечение сбережений других людей
2)Продажа товаров(услуг)
-продажа произведенных товаров:
*Продаёт сам . *Продают розничные торговцы. *Продают оптовые торговцы
3)Приобретение необходимых ресурсов:
*Природных(сырье и материалы) *Произведенных(станки и оборудование) *Трудовых(право на пользованием их временем и способностями)
-Выступление учащихся по вопросам:
1. Ресурсная база Буинского района РТ(зерновые-пшеница,гречка,овес,просо,рожь;технические-рапс,подсолнечник;клубниевые-сах.свекла,морковь,картофель.мясо-молочное скотоводство,свиноводство,овцеводство.Садоводство.Почва-чернозем.Сосновые ,дубовые леса, березовые и осиновые рощи).
2.Трудовые ресурсы-60% населения района из них -38% имеют высшее профессиональное образование,20%-среднепрофессиональное образование.17% из 60%-находятся в поисках вакансий
3.Предварительные прогнозы потребительского спроса. 1)Производство сырья для общепита.2)Производство продуктов первой необходимости(хлебобулочные изделия, молочные продукты, изделий из мяса .3)Сфера услуг -весь спектор.4)Выделка кожи и обработка шерсти овец и коз(чесальный цех, мини прядильный цех,валяльный цех) 5)Сфера организации досуга.
Учитель: Развитие малого бизнеса в районе имеет прекрасную базу для развития. Но необходимо
учитывать экономические законы. Вот одно само простое правило:
Выручка больше затрат – прибыль.
Выручка меньше затрат – убытки.
Прибыль — денежная сумма равная разнице между выручкой от продажи товаров или услуг и расходами на их изготовление и продвижение.
Основные типы фирм (учитель)
-Какие мы знаем основные типы предприятий (фирм)?
Кому принадлежат | Кто управляет | Кому достается прибыль или убыль | |
Индивидуальная | Частному лицу | Собственник или управляющий | Собственнику |
Товарищества | Двум или нескольким частным лицам | Товарищам или управляющему | Делится согласно договору |
Кооператив | Членам кооператива | Правление, избранное членами кооператива | Распределяется между членами кооператива |
Акционерное общество | Акционерам | Совет директоров | В виде дивидендов |
Справка:
Товарищество – фирма находящееся в собственности группы лиц, прибыль и ответственность делиться по величине пая.
Общество с ограниченной ответственностью – разновидность товарищества, где владельцы при банкротстве теряют те деньги , которые вложили и не отвечают за долги своим имуществом
Открытое акционерное общество – фирма, где капитал образуется за счет выпуска продажи акций и облигаций, которые свободно продаются и покупается.
Закрытое акционерное общество – акции распределяются среди акционеров ограниченно, управление ведется через управляющего.
3. Практическая работа . Создание предприятия по заданным схемам
Класс делится на малые группы(3-4 учащихся)
-Раздаются черновые работы учащихся(работы предыдущих лет). Задача – проанализировать возможность существования предприятия в современных условиях в Буинском районе с учетом ресурсной базы, рынка сбыта и предложений.
-Создать собственное предприятие(рентабельное и экологически безопасное)
-Группы получают памятки работы над проектом:
1.Название проекта
2.Цели
3.Задачи(путь достижения цели)
4.Реализация :
-Распределение обязанностей членов группы(Руководитель предприятия, менеджер, экономист…)
-Выбор типа предприятия, определения финансирования, структуры, объемов производства, экономические связи.
5.Определить рентабельность предприятия, решить проблемы охраны окружающей среды(утилизация отходов…).
6.Оформить работу в виде презентации (Приложение №2)
7.Защита перед экспертной группой(подготовленные учащиеся) Задача ,которой выявить сильные и слабые стороны проекта, а также возможность его реализации.
4.Итоги занятия
-Повторили экономические основы создания предприятия.
-Закрепили знания о ресурсной базе района.
-попробовали создать свое предприятие.
5. Д/З продолжить работу над проектами, исправить недочеты. Продумать и предложить темы для новых проектов по изучению родного края .