Конспект урока географии в 6 классе
Тема урока: «Изображение рельефа на карте».
Цели урока:
Предметные:
Выяснить совместно с учащимися способы изображения рельефа на топографических картах;
Научить определять высоту неровностей.
Метапредметные:
Формировать мыслительные и коммуникативные навыки, через самостоятельную работу с информацией;
Личностные:
Формировать интерес учащихся к географии;
Развивать логическое мышление.
Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного диалога.
Тип урока: урок, открытия новых знаний.
Оборудование урока: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент | Приветствие учителя: Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам! | Построение.
|
II. Актуализация опорных знаний | Создание проблемной ситуации Проблемная ситуация с затруднением (столкновение противоречивых мнений учащихся практическим заданием или вопросом) —Что изображено на рисунке?(слайд 1) -Большой участок изображен на этом чертеже? -Можно ли на этом чертеже подробно рассмотреть ту местность, которая на нем изображена? Опишите её. Вы довольно точно её описали, и в этом вам помогли условные знаки. Прослушав стихотворение, попробуйте ответить, о чем идет речь: Люди равнины спросили меня Зачем хожу в горы, и что там нашла Ведь там бесприютность холодных вершин Безумство ветров, грозность льдистых пустынь Но магия утра коснется хребтов На бархате синем узор облаков То видятся астры, а то острова То чудная рыба по небу плыла… | Ответы и предположения учащихся.
|
III. Постановка проблемы | Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (цели урока). — вы знаете, что на планете есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности? — Вы не можете ответить на этот вопрос, зато вы сформулировали проблему, которую нужно решить. Зафиксировать проблему на доске — Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме? Записать в тетрадь число и тему урока. -Так как же изобразить неровности земной поверхности? | Возможный ответ учащихся: Учащиеся записывают тему урока Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. |
IV. Открытие нового знания | Диалог (подводящий), направленный на: 1)побуждение к выдвижению гипотезы; -Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой. Слайд 2
У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит. -Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом) В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора) Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Слайд 3 слайд 4. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет) Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 70 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную — превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой) К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного. — Какая же высота у данных холмов? Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота. Найдите определение в учебнике стр. 71 ( это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.) -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана) Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. 5), как изображается там высота местности? ( работа с атласом) — Представьте, что вы пошли на экскурсию на Кисилиху. Придя к холму дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии) Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой. Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров. Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона. -Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот. Определите, какой склон круче по рисункам на доске. На слайде 5 изображения холма и ямы:
-Чем отличаются эти рисунки? Слайд 6 Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.
| |
| | |
V. Первичное закрепление | В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах) Задание на слайде 7
Тестовые задания
| Учащиеся выполняют задания. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой | Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м .
| Индивидуальная работа |
VIII. Подведение итогов. | Рефлексия. Вернемся к началу нашего урока: Проблема – как изобразить неровности на карте? Спасибо, за работу, сейчас мне вновь хочется вернуться к вашей карте приращения знаний и отметить на как изменились сейчас ваши знания? Надеюсь, что все продвинулись и получили от урока много новых и полезных знаний. | Оценивают себя. |