Конспект урока по Географии «Климатические пояса и области Северной Америки» 7 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углублённым изучением отдельных предметов»








Методическая разработка урока географии по теме:



«Климатические пояса и области Северной Америки»


для учащихся 7 класса















Составитель: Колесникова Наталья Александровна

учитель географии высшей категории












Новоуральский городской округ, 2014

Урок географии в 7 классе

Тема: «Климатические пояса и области Северной Америки»


Цель: формирование у учащихся представлений о разных климатических условиях

в пределах одного климатического пояса

Образовательные задачи:

  • создать представление о климатических условиях на территории материка;

  • продолжить формирование навыков выделять существенные признаки явлений;

  • описать причины образования различных типов климата в пределах одного климатического пояса;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации;

  • продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между сформированными климатическими условиями и причинами. повлиявшими на их формирование);

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;

  • развивать осмысленное запоминание понятий.

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.

  • воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.


Методы: наглядно-словесный, исследовательский (индуктивный), проблемно-поисковый,

эвристический.

Формы обучения: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Оборудование: учебник В.А.Коринской «География материков 7 класс», настенная карта

«Физическая карта Северной Америки»; таблица «Климат Северной

Америки»; мультимедийный проектор; видеосюжет «Торнадо»;

раздаточный материал.


Тип урока: «открытие» новых знаний.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Видеосюжет «Торнадо».

«В Северной Америке на юге Великих равнин бывают особенно сильные смерчи – торнадо. Это кратковременные, но чрезвычайно разрушительные вихри. Поражает большая скорость и сила торнадо. Например, после его прохождения нашли куриное яйцо с отверстием, пробитым кукурузным зерном. Известны ещё более поразительные примеры: соломинка, проткнувшая насквозь толстый картон; стальная линия электропередачи, согнутая до самой земли. Однако, наиболее фантастический случай был зарегистрирован во время торнадо в 1896 году. Тогда сосновая палка пробила металлический лист толщиной 1 см. Интересно, что границы действия торнадо чётко обозначены на местности: были случаи, когда половина строения была полностью снесена, а другая оставалась неповреждённой».

Учитель: Ребята, можете ли вы сейчас объяснить, почему в одних районах материка

происходят такие явления, а в других нет?

/Гипотезы фиксируются на доске/

Ваше предположение, какова же цель урока?

/Формулируется цель урока: проверить правильность выдвинутых гипотез/

Вы можете чётко сформулировать тему урока?

/Если учащиеся не смогут, то тему пока не записываем/


2. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы разобраться в этом вопросе давайте вспомним, какие условия влияют на

формирование климата территории?

/на доске появляется таблица, заполняющаяся по ходу высказываний учащихся/

климатообразующий фактор

Северная Америка

Гп

  • лежит полностью в северном и западном полушарии;

  • территорию омывают воды трёх океанов;

ОиМ

  • территорию омывают воды трёх океанов;


Пп

  • Меридионально вытянутые горы Кордильеры вдоль Тихоокеанского побережья;

  • Преобладание равнинных территорий на востоке материка.

Вм

  • (АВм, УВм, ТВм, ЭВм).

/Учащиеся выделяют следующие климатообразующие факторы/

  • географическое положение территории;

  • характер подстилающей поверхности;

  • близость морей и океанов;

  • господствующие воздушные массы.

Учитель: В чём особенность положения материка Северная Америка?

/ ответы детей /

  • лежит полностью в южном и западном полушарии;

  • территорию омывают воды трёх океанов;

Учитель: Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат материка?

  • Атлантический.

Учитель: В чём особенность рельефа территории?

  • Меридионально вытянутые горы Кордильеры вдоль Тихоокеанского побережья;

  • Преобладание равнинных территорий на востоке материка.

Учитель: Для того, чтобы вспомнить какие воздушные массы господствуют над

материком, я предлагаю вам вспомнить в каких климатических поясах

располагается Северная Америка?

Из какого источника это можно сделать?

/Работа с «Атласом». Карта «Климатические пояса и области»/

Учитель: В каких климатических поясах располагается Северная Америка ?

Учитель: Мы отметили четвёртый климатообразующий фактор характерный для этого

материка? (АВм, УВм, ТВм, ЭВм).


3. Открытие новых знаний.

Учитель: А кто помнит, что такое климатический пояс?

/ ответы детей /

Учитель: Проверьте себя по подсказке!


«еынпурк еынториш яинеледзардоп йонмез итсонхревоп, еыроток ястюачилто гурд то агурд имынрутарепмет имяиволсу и имыншудзов имассам».


Ответ: (Крупные широтные подразделения земной поверхности, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами.)


Учитель: Значит ли это, что в пределах одного климатического пояса сформировались

одинаковые климатические условия?


/ ответы детей /

Вернёмся к цели урока. Изобразим схему:


Климатический пояс — одинаковые климатические условия

t я tи Ос


Тогда объясните следующие факты!

/Работа в парах по предложенным заданиям/

  • Почему в одних и тех же широтах тропического климата на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?


  • Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы?


  • Почему в г. Ванкувере, расположенном в удобной Тихоокеанской бухте, самый мягкий во всей Канаде климат, а также обильные осадки круглый год?


  • Почему в центральной части умеренного пояса зимой снегопады и морозы сменяются оттепелями? Как летом здесь сказывается удаленность и изолированность от океанических побережий? Какие воздушные массы создают такие погодные условия?


/Работа с «Атласом». Карта «Климатические пояса и области»/


После решения задач выясняется, что в пределах одного климатического пояса

сформировались различные климатические условия.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Учитель: Следовательно, внутри каждого климатического пояса есть территории,

которые отличаются от соседних температурными условиями и количеством

осадков. Учёные назвали эти территории климатическими областями.

А теперь вы можете сформулировать тему урока?

/формулируется тема урока/


4. Первичное закрепление.

/Работа с «Атласом». Карта «Климатические пояса и области»/

Учитель: Какие климатические области сформировались на этом материке?

/ ответы детей /

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Учитель: А сможете вы, из предложенных отрывков литературных произведений

выделяя опорные слова, выбрать описание климатической области?

Работаем в парах. Обсудить результат друг с другом.

Задания:

Над Ванкувером большую часть года роятся серо-черные дождевые тучи. Непременной принадлежностью экипировки ванкуверца считается зонтик. Выйти из дома без зонта равносильно тому, чтобы отправиться на работу босиком. Дождь утром, дождь в полдень, дождь вечером и ночью. То это сильный ливень, когда тяжелые капли, обрушиваясь, сливаются в толстые сверкающие нити, то мелкая морось, оседающая на лицах и стеклах витрин…

Ю.Г. Кузнецов «Сладок ли кленовый сок?»

…Зима то дразнит неожиданными оттепелями, то гнет в три дуги неслыханными морозами. В феврале чуткий нос уж чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны. А наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром. Но возвращаются внезапно вьюги, бывает, снегом засыпает поля…

По произведениям И.А. Гончарова

Это был мертвый мир, мертвый и серый. Река Юкон спала под трехфутовым ледяным покровом. Воздух был недвижим, справа и слева на лесистых берегах, словно окаменевшие, стояли высокие ели, и снег, плотным слоем покрывавший ветви, не осыпался… Солнце не излучало тепла… Едва достигнув зенита*, оно снова стало уходить по косой за горизонт.

Дж. Лондон «Время не ждет»

В середине января пришел настоящий мороз, при котором трескается кожа на носу и на ушах, словно пергамент. В течение недели была отмечена температура –51 °С при десятиузловом ветре. Из-за прибрежных угловатых глыб льда доносились шуршащие звуки…

Р. Вайнес «Вокруг света по меридиану»

Апрель был на исходе, бурно наступала весна. Дни стали длиннее. Снег таял в лучах солнца, из-под него выбивались тонкие струйки воды. Сутками дул теплый и влажный юго-западный ветер, и за одни сутки снег оседал на целый фут. К вечеру подтаявший снег замерзал, и по твердому насту можно было идти, не проваливаясь. С юга прилетала стайка белых пуночек и, побыв один день, опять улетала, держа путь на север…

Дж. Лондон «Время не ждет»

Лето бывает там особенно упоительно. В ясные дни солнце слегка жгучее, но не палящее, и длятся такие дни иногда недели три-четыре. Дождь пойдет — хлынет бойко, обильно, а то и зарядит на несколько дней подряд. Случаются и грозы, с ветрами, иной раз и с градом, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной…

По произведениям И.А. Гончарова

Три долгих дня мы пробирались при температуре воздуха –20 °С. Клубы тумана перекатывались через плато с востока, подгоняемые всё усиливающимся морозом. Наконец мы вышли к северной оконечности плато. Два ледника-близнеца сползали вниз к озеру.»

Р. Вайнес «Вокруг света по меридиану

На север, восток и запад в золотистом свете июньского утра распахнулась удивительная панорама Канадских Скалистых гор. Реки, потоки и ручьи стекали вниз из-под самых облаков, оттуда, где лежали вечные снега, и в воздухе, не умолкая, звучала музыка бегущей воды. Последний месяц северной весны, июнь, шел на убыль, уступая место первому месяцу лета.

Дж. Оливер Кервуд «Бродяги Севера»


Учитель: А теперь проверьте себя, правильно ли вы определили климатическую область.


/На доске появляются правильные ответы/.


5. Рефлексия деятельности.


Учитель: Какова была тема урока? Какова была цель урока, и достигли ли мы её?

Вы сегодня довольны собой? Оценивание учеников. Урок состоялся.

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?


/анализ учащимися своей деятельности на уроке/


6. Домашнее задание: Обязательный минимум § 53 (для всех)

Тренировочный уровень § 53 , стр. 213 (задания №1, и №2)

(для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой

трудности осваивать программу).


Творческий уровень – по § 53 составить кроссворд.

(выполняется добровольно, выполнение стимулируется

высокой оценкой)

7


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Future Simple"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: