КОНСПЕКТ УРОКА |
| |
«Пищевая и легкая промышленность» |
Учебник, программа |
В.П Дронов, В.Я Ром , «География . Население и хозяйство», 9кл, М., Дрофа ,2005 |
Форма |
практикум |
|
|
|
|
Время |
Разминка. Актуализация знаний | 5 | мин | |
2. | Работа в группах | 10 | мин |
3. | Отчет групп. Презентация результатов работы | 15 | мин |
4. | Подведение итогов | 5 | мин |
5. | Домашнее задание | 3 | мин |
Ход урока | ||
Пункт плана №1. Разминка. Актуализация знаний. Целеполагание | ||
Работа учителя | Работа учащихся | |
Учитель организует беседу . Какой комплекс мы изучаем? | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
Используется методический прием «Мостик», на основе расположенных на магнитной доске понятий, учитель просит сформулировать понятия АПК. Как связаны между собой понятия Производство, потребитель, переработка | На основе имеющихся опорных слов формулируют понятие АПК, используя ключевые слова: Производство, потребитель, переработка | |
Вспомните, какую структуру имеет АПК? Используя методический прием « Лото», на основе размещенных на магнитной доске карточек , учитель просит вспомнить состав АПК
| Учащие распределяют отрасли промышленности по звеньям. Двое учащихся работают у доски и комментируя выполнение задания « Лото» На доске схема АПК
1 звено 2 звено 3 звено Распределите отрасли по звеньям: производство с/х машин, рыболовство, торговля, пищевая промышленность, овцеводство, виноградарство, сахарная промышленность, производство удобрений На доске помещается схема с выполненным заданиям | |
Все ли звенья АПК мы изучили? Какое важное звено мы охарактеризуем сегодня? | Учащиеся выделяют «3 звено» АПК Отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства. Формулируют тему урока « Пищевая и легкая промышленность» | |
Какие цели урока мы поставим? Выслушивает мнение учащихся, предлагает сопоставить с заранее сформулированными целями | Совместно с учителем определяют цели урока. Слайд с заранее сформулированными целями появляется на экране, сопоставляют, выделяют главное. | |
Пункт плана №2. Работа в группах | ||
Работа учителя | Работа учащихся | |
Учитель сообщает о работе в группах и предлагает задания на карточках. Каждая группа получает необходимые источники информации. Для отчета необходимо оформить отчет и подготовить отвечающего. Ответ группы должен быть четким и продуманным. Время для отчет- 3 минуты.
В течение 10 минут учитель консультирует группы, координирует размещение материалов на доске. На данном уроке важно, чтобы по итогам работы получилась четкая последовательная схема на доске. Учитывая, что в течение 3 лет большое количество учащихся выбирает географию в качестве экзамена для итоговой аттестации за курс основной школы, данные схемы являются алгоритмом для подготовки одного из вопросов экзаменационного билета | Учащиеся работаю в 5 группах в течение 10 минут. Результаты работы оформляются на магнитной доске. Задания на столах | |
Группа№1 Факторы производства пищевой промышленности Цель: определить факторы производства играющие решающую роль при размещении предприятий пищевой промышленности Проанализируйте следующие факты :
Чем отличается исходное сырье? Отличаются ли факторы ,которые будут определять размещение предприятий пищевой промышленности? Из предложенных карточек ( факторы производства ) отберите два решающих. Разместите их на доске. Подготовьте выступающего от группы.
| ||
| Группа№2 География пищевой промышленности Цель : установить районы концентрации предприятий пищевой промышленности Проанализируйте экономическую карту и карту размещение населения России. Где наблюдается скопление предприятий пищевой промышленности? Назовите причины размещения этих предприятий .Обозначьте ареалы скопления на контурной карте. Подготовьте выступающего от группы. | |
| Группа№3Размещение отраслей пищевой промышленности Цель: определить влияние факторов на размещение отраслей пищевой промышленности Используя текст стр.166-167 поделите название отраслей на группы: Тяготеют к сырьевой базе: Тяготеют к потребителю : Мукомольная -Сахарная- Маслодельная- Молочная- Мясная- Консервная- Кондитерская Рыбная- Хлебопекарная- Макаронная- Крупяная Оформите схему на магнитной доске. По какому принципу ВЫ осуществляли деление. Подготовьте выступающего от группы. | |
| Группа№4 .Размещение рыбной промышленности Этнограф и писатель19 века Сергей Васильевич Максимов писал: «На юге России- тарань, на Волге — вобла, на востоке и северо- востоке –судак, на западе –сельдь, на севере- треска: вот те благодетели, которые выручали русских людей, заменяя им мясо и подслащая сухой хлеб» Цель: познакомиться с составом и особенностями размещение рыбной промышленности Используя текс стр.167 составьте на доске схему « Состав рыбной промышленности» Проанализируйте экономическую карту России . Где концентрируется рыбная промышленность? Какой фактор является главным? На основе анализа « экологической карты» , Установите районы где выдуться работы По разведению и сохранению рыбных запасов. Обозначьте районы на контурной карте.
| |
| Группа №5Текстильная промышленность Цель: познакомиться с составом и особенностями размещение текстильной промышленности Изучите схему стр169 «Отраслевой состав и факторы размещения легкой промышленности». Изучите коллекции « Шерсть»; «Хлопок»; « Лен» Оформите на доске схему « Состав легкой промышленности» « Технологический цикл текстильной помышленности» Сырьё ? текстильная промышленность ? готовая продукция? Проанализируйте экономическую карту России, где сконцентрированы отрасли легкой промышленности и почему? Какие факторы на ваш взгляд, играют роль при размещении текстильной промышленности? А) ориентация на сырьё; Б) ориентация на женские трудовые ресурсы; В)ориентаций на потребителя; г) ориентаций на дешевую энергию. Разместите на доске главный фактор | |
Пункт плана № 3. Презентация знаний | ||
Работа учителя | Работа учащихся | |
Учитель предоставляет слово учащимся . | Учащиеся записывают схему. Фиксируют информацию в тетради. Схема размещения информации размещена в приложении №1.
| |
Пункт плана №4 Итог урока | ||
Работа учителя | Работа учащихся | |
Учитель предлагает вернуться к целям урока.
| Учащиеся определяют уровень выполнения целей. Заполняют карточки самоконтроля | |
Пункт плана №5 Домашнее задание | ||
Работа учителя | Работа учащихся | |
|
| |
Изучение географии пищевой промышленности по этикеткам пищевых продуктов на выбор учащегося.
|
Литература
1.В.П. Дронов, В.Я Ром; География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2005
2.Е.А. Жижина; поурочные планы по географии. Население и хозяйство России 9 класс,
М « Вако» 2005
3. В.П. Дронов Рабочая тетрадь. География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2006
4. И.И. Баринова .Современный урок географии. М. «Школьная Пресса » 2002