Тип урока: комбинированный.
Задача: знакомство с узловыми районами Центральной России.
Цели:
образовательная: сформировать представление о Москве – столице государства, изучить функции города-миллионера, факторы формирования московской агломерации.
развивающая: продолжить совершенствовать умения работать с картосхемами, давать характеристику городов по картам атласа, ранжировать текст учебника, систематизировать знания через работу с тестовыми таблицами.
воспитательная: формировать чувство гордости за свою Родину, географическую культуру.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
2.Мы изучили тему: «Хозяйство Центральной России».
1. Что такое экономическое районирование и на основании чего оно
возникает?
2. Докажите, что экономические районы отличаются один от другого
многими параметрами?
3. Объясните, что входит в понятие центральная Россия, какие
экономические районы в него входят.
4 Докажите что географическое положение центрального района имеют как выгодные так и невыгодные черты.
5. Что можете сказать об обеспеченности природными ресурсами
данного региона?
6.. Выделите главные отрасли в хозяйстве центральной России.
Тест – проверка усвоения знаний по домашнему заданию (письменный опрос – оценки всем уч-ся).
На фоне музыки учитель читает слова Л. Гумилева о Москве.
« … занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич и Нижний Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный путь по Волге. И не накопила … таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале. Но … перехватила инициативу «объединения», потому что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди».
О каком городе прозвучали слова поэта и писателя Льва Николаевича Гумилева? (Москва). Слайд
Москва! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
В. Лебедев-Кумач
Попробуйте охарактеризовать одним предложением – образ Москвы.
Самая точная и яркая фраза станет темой нашего урока: «Москва – сердце России».
Не забываете записывать главную информацию в тетрадь.
А мы сегодня совершим виртуальное путешествие по Москве, разделимся на группы, и каждая группа получит задание изучить разные облики нашей столицы
Москва! Как много в этом звуке.
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось… (Пушкин)
Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого русского человека. Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Вот уже на протяжении много веков Москва – столица России. Это крупнейший город, промышленный и транспортный узел, научный и культурный центр страны
1 группа Москва – историческая
Москва – административная
Москва – научная и культурная
Москва – промышленная
Москва – транспортная
Слайд. Москва – историческая.
Задание 1 группе. Оценить географическое положение Москвы.
Оцените географическое положение г. Москвы. (На реке, на равнине, порт 5 морей, соседи, состав + центральный экономический район +центр России + центральный федеральный округ и т.д.)
2. Почему же именно Москва стала центром Древней Руси и остаётся им поныне?
Задание 2 группе.Познакомиться с историей Москвы.
1. Когда и кем был заложен город Москва.
2. Почему Москва получила такое название?
3. Какие факторы определили стремительный рост города, его роль среди центров русских княжеств?.
Задание 3 группе
Познакомиться с Москвой как с административным центром России.
1. какое значение имеет Москва для решения вопросов управления Государством
2 Что является историческим центром Москвы.
3. Какие органы политической власти расположены в Москве?
Задание 4 группе
Изучите Москву как крупнейший научный центр России.
1.Почему Москву называют главным научным центром России
2. Какие факторы обусловили развитие отраслей точного машиностроения в г Москве.
Задание 5 группе
Изучите Москву как промышленный центр
1. Какими ресурсами обладает Москва.
2.Какие отрасли промышленности стали лицом хозяйства Г Москвы.
Группа 6
Познакомиться с Москвой как с транспортным узлом России.
Какие виды транспорта получили развитие в г Москве
Какую структуру имеет транспортная система Москвы
Почему говорят что все дороги ведут в Москву.
Отчет 1 группы
Г. П Москвы.
Отчет 2 группы Москва историческая
Отчет 3 группы Москва – административная.
Как смотрит миллиардом глаз – на солнце вся земля,
Так думы лучшие людей теснятся у Кремля.
Ю. Палецкис
Отчет 4 группы. Москва – научная и культурная. )
Презентация Пнаар.
Отчет5 группы Москва – промышленная (опережающее задание)
Отчет 6 группы
Слайд. Москва – транспортная
Транспортная сеть повторяет радиально-кольцевую структуру города, как «кровеносная система» дает жизнь многофункциональной Москве.
Слайд. Метрополитен – гордость столицы, самый чистый вид транспорта, перевозит десятки тысяч людей.
Слайд. Автомобильные магистрали объединяют всю жизнь города.
Слайд. Железнодорожные вокзалы – регулируют пассажиро- и грузообороты.
Слайд. Речные вокзалы направляют потоки к пяти морям.
Слайд. Авиапорты быстро и качественно обеспечивают пульс жизни столицы.
Проводим взаимопроверку. Ответы написаны на доске. Критерии оценивания в конце таблицы. Поставьте себе оценки.
Слайд. Назовите функции Москвы. (Промышленная, культурная, столичная, законодательная, транспортная, научная, историческая, религиозная….) Москва – многофункциональный город, крупный узловой район страны.
Слайд. Стихотворение под звуки колокола:
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
(запись на доске)
Параграф 44, заполнить таблицу в тетради. Сообщения и презентации городов по выбору учащихся (Нижний Новгород, Воронеж,
автор: Олькина Галина Николаевна, учитель географии
Не забываем говорить спасибо автору за предоставленный материал
Урок: «Москва – сердце Родины. Центральная Россия»
Тест
обобщение и систематизация знаний по теме урока
«Москва – сердце России»
1 В каком году основан город? а) 1813 б) 1147 в) 1015
2. Кем основан город? а) Юрий Долгорукий
б) Владимир Мономах
в) Иван Грозный
3.Выберите памятник всемирного наследия в Москве
а) Мавзолей
б) МГУ
в) Кремль
4.Выберите главные отрасли специализации Москвы
а) точное машиностроение
б) электротехническое оборудование
в) транспортное машиностроение
г) легкая промышленность
д) текстильная промышленность
е) наука, культура, образование
ж) финансово-кредитная сфера
5. Какую планировку имеет город
а) современная прямоугольная
б) радиально-кольцевая
в) беспорядочная
Тест
обобщение и систематизация знаний по теме урока
«Москва – сердце России»
1 В каком году основан город? а) 1813 б) 1147 в) 1015
2. Кем основан город? а) Юрий Долгорукий
б) Владимир Мономах
в) Иван Грозный
3.Выберите памятник всемирного наследия в Москве
а) Мавзолей
б) МГУ
в) Кремль
4.Выберите главные отрасли специализации Москвы
а) точное машиностроение
б) электротехническое оборудование
в) транспортное машиностроение
г) легкая промышленность
д) текстильная промышленность
е) наука, культура, образование
ж) финансово-кредитная сфера
5. Какую планировку имеет город
а) современная прямоугольная
б) радиально-кольцевая
в) беспорядочная