Крысина Любовь Афанасьевна
Учитель географии
МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
Разработка урока в 11 классе: география
Тема урока «Мы познаем Японию»
Цели урока: 1) Образовательные – усвоение знаний, расширение представления об этой удивительной стране, отметить самое интересное в этой стране.
2) Развивающие – развитие умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники дополнительной литературы и географической информации.
3) Воспитательные – формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к природе как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Оборудование: политическая карта мира и физическая карта Японии, атласы, рисунки, таблицы, фотографии, национальный костюм – «кимоно», флаг, герб, «икебана», «бонсай», «чайная церемония», презентация Японии: визитная карточка страны.
Демонстрация «кимоно», «икебаны», «бонсай», «чайной церемони
Ход урока:
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, мы совершим путешествие в одну из стран Восточной Азии.
А начну урок я с эпиграфа:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна
От государств, других районов
Так отличалась она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые —
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
А страну эту называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания.
В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Учащиеся: Это Я….я.
Учитель: Цель нашего урока: Понять и узнать эту особенную страну, выявить основные черты экономико- и политико- географического положения, проблемы использования территории и природно-сырьевых ресурсов, особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт и нравы, а также объяснить в чем «экономическое чудо» этой страны, ее достопримечательности. А помогут нам в этом наши помощники-экскурсоводы.
Итак, тема нашего урока – «Мы познаем Японию».
Сейчас наш старший экскурсовод представляет Вам визитную карточку Японии.
Выступления учащихся-экскурсоводов:
(они сопровождаются презентацией)
1 учащийся-экскурсовод: характеризует «Название страны и состав территории», сопровождая презентацией.
2 уч-ся: «Столица Японии»
3 уч-ся: «Экономико- и политико-географическое положение страны».
4 уч-ся: «Особенности населения и государственного устройства».
5 уч-ся: «Крупные города и городское население».
6 уч-ся: «Демографическая политика, национальный и религиозный состав».
7 уч-ся: «А сейчас мы ответим на вопрос – «Почему японцы живут долго?»
8 уч-ся: «Страна высокой культуры»
9 уч-ся: «Традиции японцев».
10 уч-ся: «Поклоны» (демонстрация)
11 уч-ся: «Чайная церемония» (демонстрируют 3 уч-ся)
12 уч-ся: «Икебана – искусство составления цветов» (демонстрация)
13 уч-ся: «Бонсай – миниатюрные сады» (демонстрация)
14 уч-ся: «Кимоно – национальная одежда» (демонстрация кимоно и непременных атрибутов женского туалета является шпилька для украшения волос, веер, зонтик)
15 учащийся-экскурсовод: «Японский дом»
16 уч-ся: «Оценка природно-ресурсного потенциала».
17 уч-ся: «Промышленность Японии».
18 уч-ся: «Экспорт и импорт страны».
19 уч-ся: «Машиностроение Японии».
20 уч-ся: «Экономическое чудо».
21 уч-ся: «Достопримечательности Японии».
22 уч-ся: «Печальная информация – о мемориале в г. Хиросима, как ярком и мощном символе – август 1945 г. »
Учитель: Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.
И последний этап нашей работы – «Блиц-турнир», вопросы для закрепления
99% населения в Японии составляют? (Японцы)
Религия, проникшая в Европу из Индии? (Буддизм)
Название циновок, покрывающих пол? (Татами)
Как японцы называют свою страну? (Ниппон или Нихон)
Выращивание карликовых деревьев? (Бонсай)
На каком острове расположено Токио? (Хонсю)
Японская система верования? (Синтоизм)
Японские рыцари, сословие, признавшие «военную доблесть»? (Самураи)
Название палочек которыми едят рис? (Хаси)
Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)
Кодифицированная процедура самоубийства самураев? (Харакири)
Денежная единица Японии? (Иена)
Самая высокая священная гора? (Фудзияма, 3776 м.)
Что такое кюдо? (Стрельба из лука)
Как переводится «каратэ»? (Борьба без оружия)
Что такое «сакура»? (Вишня-символ японской весны)
Любимая еда японцев? (Рыба, морепродукты)
Положительное качество японцев? (Трудолюбие)
Основа национальной кухни Японии? (Рис)
Кто такой «ниндзя»? (Воин – одиночка, разведчик, тайный агент)
«Курума» — что это? («Телега» — так называют японцы свой автомобиль)
Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие)
На этом мы с Вами, ребята, заканчиваем путешествие по Японии. Я думаю, что у Вас появился большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера.
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран Азии. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер.
Поэтому Вы и познакомились поближе с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.
И последнее, кого заинтересовала эта удивительная страна, можете посетить ее! Мы связались с турфирмой г. Иркутска и узнали стоимость туристической путевки в Японию: 70 тыс.руб – 10 дней, сюда входит перелет, проживание, питание, экскурсионное обслуживание, т.е. «все включено»!
Итог урока: Благодарю всех за участие в этом путешествии.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: §40, оформить визитную карточку Японии
Урок географии в 11 классе по учебнику А.П. Кузнецова и Э.В. Кима, базовый уровень 10-11 класс.
Тема урока: «Мы познаем Японию».
Данная тема в учебнике рассматривается достаточно сжато, большее внимание уделено вопросам экономики страны. В данном уроке характеризуются высокие темпы развития Японии после Второй мировой войны и ускоренная модернизация, что как раз и стало основой «экономического чуда».
Изучая Японию, эту удивительную страну, необходимо познакомить учащихся с нашим восточным соседом, отметить самое интересное, при подготовке и проведении урока приобщить учащихся к изучению дополнительной литературы. А также представить «визитную карточку» Японии.
Тип урока – это «урок-путешествие», на протяжении всего урока учащиеся-экскурсоводы подготовили сообщения с показом презентации. Более подробно рассмотрели особенности населения: его культуру, традиции, обычаи, нравы, быт, ну и, конечно, остановились на достопримечательностях страны.
Некоторые моменты из жизни японцев показали в виде театрализованного представления.