Предмет: География. Материки и океаны – 7 класс
Раздел II. Материки и океаны
Подраздел 2. Материки Южного полушария
Тема 2. Африка
Тема урока: Население Африки. Страны Северной Африки
Цели:
Образовательная – познакомить учащихся с особенностями коренного населения Африки, с расовым и этническим составом материка, рассмотреть колониальное прошлое, а также страны, которые входят в состав Северной Африки;
Развивающая – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения анализировать добываемый материал, расширить кругозор учащихся, вовлечь в урок посредством флипчарта (презентации), продолжить развивать умение работы с атласом и текстом учебника, делать выводы, развивать творческое мышление;
Воспитательная – воспитывать чувство ответственности, воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; развивать взаимопомощь, развивать интерес к уроку географии, воспитывать географическую культуру.
Задачи:
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, изучить районы повышенной плотности населения и основные расы, объяснить отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения материка Африка.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: ИКТ, объяснительно-иллюстративный, закрепление изученного материала.
Оборудование: мультимедийный комплекс (проектор, интерактивная доска), флипчарт, атласы за 7 класс, Политическая карта мира, жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Присаживайтесь.
Вы уже много уроков провели по теме «Африка». Сегодня мы продолжим изучать этот интереснейший материк. И тема сегодняшнего урока «Население Африки».
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Что будем изучать?
Правильно!
О людях, которые населяют этот материк. О расах, плотности населения, народах Африки и странах Северной Африки.
Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки. Узнать, что же за люди живут в таких необыкновенных условиях, познакомиться с особенностями коренного населения материка, с расовым и этническим составом и размещением населения.
Ознакомление с Планом работы:
1. Прародина человека
2. Расы и народы
3. Размещение населения
4. Колониальное прошлое
5. Страны Северной Африки
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Многие ученые считают Африку прародиной современного человека. Во второй половине XX в. В Восточной Африке в пластах горных пород, имеющих возраст около 2,7 млн.лет, были обнаружены остатки человека.
Современное население Африки относится к трем основным расам: европеоидная, негроидная, монголоидная.
Задание 1. Учащиеся дается задание самостоятельно дать характеристику расам и их особенностям (изображение выведены на доске)
Задание 2. Работа с картами атласа.
Дать анализ материку работая с картами атласа «Плотность населения», «Расовый состав», «Этнический состав», «Религиозный состав» и условных обозначений.
Задание 3. Учащиеся отвечают на вопросы, работая с картами, атласами, анализируют материал.
Каким способом на карте показано размещение населения?
Как изображаются на карте незаселенные территории?
Где на материке плотность населения более 100 человек на 1км2?
Где на материке плотность населения менее 1 человек на 1км2?
Какая плотность населения преобладает в бассейне реки Нил?
Какова плотность населения на востоке материка?
1. Численность Африки свыше 1 млрд. человек. 2. Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка 3.Высока плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек 4.В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует.
В период с XVII по XVIII века за пределы Африки было вывезено около 100 млн рабов. (Вывезены в основном в США, с территории «Невольничьего берега» Гвинейского залива).
Задание 4. Работая с картой флипчарта, записать в тетрадь какие государства африканского континента принадлежали странам Европы, в качестве колонии.
Слово учителя.
Африканские страны в соответствии с природными условиями и составом населения условно можно разделить на 5 регионов: Северная, Западная. Центральная, Восточная и Южная. К странам Северной Африки относятся: Египет, Ливия, Алжир, Тунис, Марокко и Западная Сахара.
Задание 5. Откройте атласы – «Политическая карта мира», рассмотрите, где находятся данные государства, запишите их столицы.
III. Закрепление урока.
Вопросы — флипчарт
Тест – флипчарт (фронтальный опрос)
Глоссарий – флипчарт представлен в игровой форме виде «Сундучка с сюрпризом» (индивидуальная форма опроса)
Что мы с вами сегодня изучали? Что вы узнали нового для себя? Понравился ли вам урок?
IV. Оценивание. Подсчет жетонов, оценки за урок.
V. Домашнее задание: §51, описать страну Северной Африки по плану в конце учебника.
Дополнительное задание (опережающие): на выбор составить презентации по странам
Восточной, Южной и Западной Африки, найти интересный материал о этих регионах.
Урок закончен, спасибо всем за внимание!!! Всего хорошего!!!