Урок по географии в 7 классе.
Население и политическая карта Южной Америки.
Разработан: Левчук Зоей Александровной
Учителем географии ГБС (К) ОУ школа-интернат №1 VI вида г. Ейска Краснодарского края
Тема урока: Население и политическая карта Южной Америки.
Цели и задачи урока:
-сформировать представление о расовом и этническом населении, размещении населения, политической карте Южной Америки.
— продолжить обучения работы с различными источниками информации.
— формировать умение отбирать главное и существенное из текста.
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: карты атласа, карта «Плотность населения Южной Америки», карта «Народы мира», политическая карта Южной Америки, физическая карта Южной Америки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: частично-поисковый
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
Целеполагание и мотивация изучения новой темы (выводим тему и цели урока, записать в тетрадь)
На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южная Америка? – население материка – пришлое.
В настоящее время в Южной Америке живет более 350 млн. человек. Расовый и этнический состав населения характеризуется большой сложностью, это объясняется историей заселения материка.
— Задание для учащихся. Причитайте текст учебника на странице 162-163 и назовите этапы заселения Южной Америки.
(Составление схемы народов на доске и в тетрадях)
— Назовите, представители, каких рас сейчас проживают в Южной Америке?
Потомков европейских переселенцев называют креолами. На территории Южной Америки проживает смешанное население. В процессе смешения языков, обычаев, традиций, нравов образовались новые народы Южной Америки.
(работа по карте атласа)
— Откройте карту атласа «Народы и плотность населения»
— Назовите народы, заселяющие Южную Америку?
Большинство населения говорит на испанском языке, в Бразилии – на португальском, сохранились и некоторые индейские языки. На севере часть населения говорит на французском и английском языках.
Плотность населения.
(Работа по карте).
— Откройте карту атласа «Народы и плотность населения».
— Назовите районы материка с самой высокой плотностью населения и самой низкой плотностью населения?
— Как вы думаете, почему приатлантические районы заселены более плотно?
— Почему в Андах высокая плотность населения, ведь в горах, как правило, плотность населения низкая?
Распределяется население по территории материка крайне неравномерно. В приморской части континента, куда и прибывали переселенцы, живут примерно 90%. Высокая плотность населения на центральных плоскогорьях Анд. Обширные внутренние районы материка заселены редко, а некоторые территории экваториальных лесов почти безлюдны.
— Укажите факторы, повлиявшие на неравномерное размещение населения?
Факторы (записать в тетрадь)
история заселения материка
природные условия
-Найдите на карте и назовите города миллионеры Южной Америки?
— Где располагаются самые крупные города материка?
3. Политическая карта.
В конце 15- начале 16 в. территория Южной Америки была поделена между несколькими странами Европы. На большей ее части утвердилось испанское господство ( за исключением Бразилии, принадлежащей Португалии, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией). Постепенно древние цивилизации Южной Америки погибли.
(Сообщения учащихся о древних народах Южной Америки)
— Почему исчезли высокоразвитые цивилизации?
— Почему испанцы истребили эти племена?
(Работа с учебником, рисунок 95 страница 166.)
Все страны Южной Америки делят на страны востока и страны, расположенные в Андах.
— Назовите страны, которые относятся к равнинному Востоку?
— Перечислите страны, которые относятся к Горному Западу?
— Какие страны имеют самую большую плотность?
— Назовите страны самые маленькие по площади?
— Какие страны не имеют выхода в море?
III. Закрепление:
Каково происхождение населения современной Южной Америки?
Что означают термины:
Метис — ….
Мулаты — …
Самбо — …
Креолы — …
Назовите территории Южной Америки с высокой плотностью населения.
IV.Домашнее задание: §35. Изучить политическую карту Южной Америки.
Литература:
Т.Н. Воробцова. География 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов» Волгоград: Учитель –АСТ, 2002
И.И. Нагорная. География 7 класс. Поурочные планы. Волгоград : Учитель,2004.
С.А. Костина. География материки и океаны 7 класс. Поурочные планы по учебнику О.В. Крыловой. Волгоград: Учитель, 2005