Урок географии 10 класс по теме «Население мира. Численность и воспроизводство населения мира»
Учитель географии Шомысова Л.В МОУ Помоздинская СОШ
Название этапа урока | Основные дидактические единицы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты: | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
1 | Организационный момент |
| Приветствие учащихся, рабочий настрой на урок | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
| умение организовывать свою деятельность |
|
2 | Актуализация темы | Видеоролик «В Калининграде родился 7 млрд ребенок» | Демонстрация видеоролика
Постановка проблемных вопросов: — почему население растет с такой скоростью? — можно ли повлиять на рост численности населения? -7 млрд – это много или мало? | Формулируют название темы урока, ставят цели урока, составляют план урока | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях — житель планеты Земля
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, патриотизм, любовь к своей стране; | умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи | умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
расширить представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства.
|
3 | Изучение нового материала | учебник География 10 класс, авт. В.П. Максаковскийатлас, физическая карта мира, видео-проектор, компьютер, схемы, таблицы, презентация «Динамика численности населения мира».
| План урока: 1.Динамика численности населения. 2.Воспроизводство население. 3.Демографическая политика
Задания для поиска 1. типы воспроизводства населения 2.Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости 3.Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости 4.Какова будет демографическая политика в странах с низкими и высокими показателями рождаемости
| Просмотр презентации, заполнение листа самоконтроля
Работа с учебником, атласом, дополнительной информацией | осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; | умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Овладение практическими умениями работы с учебником, атласом, дополнительной литературой
| Сформировать представление: о численности населения Земли; о типах воспроизводства населения; о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения; Выяснить закономерности динамики численности мирового населения. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
умение работать с разными источниками географической информации
|
4 | Физминутка здоровье- сберегающий компонент | Комплекс разминки для глаз.
| Организация физкультминутки | Выполнение комплекса разминки для глаз |
| организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни |
|
5 | Обобщение знаний |
Видеофрагмент «Нас много или мало» | Работа в командах Команда «Утверждение»- Нас много Команда «Отрицание» 7 млрд – это не много
|
Работа в команде
Обмениваются полученной информацией
Просмотр видеофрагмента | осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; | Высказывать суждения, подтверждая их фактами
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию | понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
|
6 | Рефлексия
| Шесть шляп | Раздает определенного цвета шляпы
|
| овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений | Высказывать суждения, подтверждая их фактами |
|
7 | Итог урока |
| Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §, творческое задание эссе «Есть ли у нас будущее?»
| Записывают домашнее задание в дневник
| представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире | Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
|
8 | Самообразование | https://fcior.edu.ru/card/22681/chislennost-i-razmeshenie-naseleniya-mira-kontrolnye-zadaniya.html | Организация работы с электронным тренажёром
| Учащиеся решают контрольный тест по теме «Численность и воспроизводство населения мира»
| овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений | способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью | умение работать с разными источниками географической информации |
Комплекс разминки для глаз.
И.п. – сидя. 1- смотреть вдаль 2-3 с. 2- перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15 с.
Быстрое моргание в течение 15-20 с.
Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2-3 с. Затем снять пальцы с век и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.
Домашнее задание
Лидерство России в народонаселении:
I место в мире по числу абортов;
II — по числу разводов;
II — по количеству убийств (на 1000 человек);
II — по количеству заключенных (на 1000 человек);
100 место — по продолжительности жизни.
У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест” (см. рис.5).
Рис.5. “Русский крест”
А есть ли у нас будущее?
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ
• умение работать с разными источниками географической информации
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.