Тема: Практическая работа «Определение направлений, географических координат».
Цель: закрепить теоретические знания и практические навыки в работе с картой
Задачи:
проверить знания обучающихся по основным вопросам изученных тем;
продолжить формирование практических умений, развитие памяти, устной речи, мышления;
поддержать активную познавательную деятельность обучающихся и их интерес к предмету.
Оборудование:
глобус
физическая карта мира
оценочные листы для учеников
информационные листы.
презентация
Тип урока: урок-соревнование
Ход урока
I Организационный момент
У каждого ученика информационный лист для работы на уроке. Информационные листы заполняются самими обучающимися в ходе урока. Оценивание происходит самостоятельно каждым учеником.
II Основная часть.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока — «Определение направлений, географических координат». В ходе урока мы вспомним, что изучали в разделе «Изображение поверхности Земли на плоскости. План и карта». На уроке вы выполните 5 заданий, которые будут вам предложены, таким образом, мы проверим ваши знания по данной теме, полученные в младших классах в курсах «познание мира» и «естествознание», а также на предыдущих уроках.
Итак, задание № 1 «Разгадай кроссворд». Я буду вам загадывать загадки, а вы записывайте ответы в информационных листах.
По вертикали:
Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках. (Полюс)
Вокруг нее Земля вращается, а утро с ночью не встречается. (Ось)
По горизонтали:
Он Земли изображение и не любит искажения. (Глобус)
Под стеклом сижу, во все стороны гляжу. В лес со мною заберешься — и с пути ты не собьешься. (Компас)
Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ездить нельзя, Земля есть пахать нельзя. Что это? (Карта)
Презентация.
Учитель. А сейчас по одному человеку выходим и вписываем ответ в сетку на интерактивной доске (слайд № 2). Все остальные проверяют себя, и выставляет количество заработанных баллов в оценочных листах. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов за задание — 6. (работа с интерактивной доской). Самопроверка.
Задание № 2 «Географический диктант»
Учитель. Предлагаю вам географический диктант. Я буду читать начало предложений, а вы его закончите. (Слайд № 3)
Вопросы:
Линии, указывающие направление север-юг, называют: (меридианами)
Линия, проведенная на глобусе более толстой или красной линией, называют: (нулевым меридианом)
Самая большая параллель Земли: (экватор)
Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсу от экватора, называют: (параллелями)
Экватор делит земной шар на два полушария, которые называются: (Южным и Северным)
Огромные водные пространства, окружающие материки и острова, называют: (океанами)
Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют: (горизонтом)
Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равниной, называют: (горами)
Небольшие возвышения над земной поверхностью, называют: (холмами)
Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют: (материками)
Уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками, называют: (географической картой)
Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками, называют : (планом местности)
Линия, где небо как будто сходится с землей, называют: (линией горизонта)
Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности, называют: (компас)
Направление, которое показывает окрашенная в красный цвет стрелка прибора для ориентирования, называется: (юг)
Самая низкая часть оврага называется: (дно)
Сколько основных сторон горизонта тебе известно: (4)
Сколько материков тебе известно: (6)
Учитель. За каждый правильный ответ — 1 балл. (После ответа на вопрос учитель опускает шторку (интерактивная доска, слайд № 4,5), где спрятан верный ответ, таким образом, осуществляется самопроверка)
Задание № 3 «Путешествие вокруг света»
Учитель: Каждому из вас я задам по одному вопросу, на которые вы отвечаете сначала с места, а потом представите свой ответ у доски на географической карте. За каждый правильный ответ — 1 балл. Выставляют в оценочных листах.
На каком материке находится самая высокая точка мира — Эверест? (Евразия)
Какие материки пересекаются экватором? (Африка, Южная Америка)
Какой океан омывает Евразию с северной стороны? (Северный Ледовитый океан)
Какие материки целиком лежат в Западном полушарии? (Северная и Южная Америка)
Какой океан находится между материками Африка и Австралия? (Индийский океан)
Ответы учащихся. Работа с картой на интерактивной доске. Оценивание.
Задание № 4 «Отгадай»
Учитель. На интерактивной доске будут появляться рисунки географических объектов. Ваша задача узнать материки и на информационных листах под номерами записать ответы.
На доске появляются географические объекты (слайды № 6 — 11): 1- контур материка Австралия, 2 — контур материка Африка, 3 — контур материка Южная Америка, 4 — контур материка Северная Америка, 5 — контур материка Антарктида, 6- контур материка Евразия. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов — 6. Оценочный лист
Задание № 5 «Определи азимут и условный знак объекта»
(рис. 2)
(рис. 1)
На доске – плакат (рис. 1). На столе учителя – набор условных знаков (колодец, река, родник, болото, ель, сосновый бор, береза, лиственный лес, фруктовый сад, кустарники). По одному ученику выходят к доске, учитель называет объект и азимут, ученик выбирает условный знак и прикрепляет его к плакату по заданному азимуту.
Задание № 6 «Найди объект по координатам»
Учитель раздает карточки с заданием. Нужно на карте отыскать точки по заданным координатам и прикрепить в этой точке кораблик (рис.2) (слайд № 12 ).
За каждый правильный ответ 1 балл. Оценочный лист
III Итог урока
Подсчитываем количество заработанных баллов в оценочных листах. Подводим итоги.
Критерии оценивания в индивидуальном зачете
«5» – 34-41 балла
«4» — 27-33 балла
«3» — 20-26 баллов
Приложение № 1
Оценочный лист
Ученика______________________
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | Итого | |
Оценочный балл |
|
|
|
|
|
|
Критерии оценок:
За каждый правильный ответ – 1 балл
Приложение № 2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Ученика____________________________________________________________________
Задание № 1 «Разгадай кроссворд»
Задание № 2 «Слово за словом»
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Задание № 4 «Отгадай»
1._____________________________________________
2. _____________________________________________
3. _____________________________________________
4. _____________________________________________
5. _____________________________________________
6. _____________________________________________