Урок по географии с использованием ЭОР.
Учитель географии
Ананичева Анастасия Валерьевна
МАОУ ЦО №47 города Иркутска
Тема урока: Ориентирование на местности. Компас. Азимут.
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы и использованием ЭОР.
Оборудование урока:
компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры, план местности, Атлас 6кл «Дрофа», компьютер, интернет ресурсы
Учебник: Начальный курс географии Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова
План урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала
Закрепление.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний
Эпиграф к уроку на доске:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
Учитель — Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.
— Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
—Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Учащиеся— Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
Учитель: Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
3. Изучение нового материала.
-Что называют линией горизонта?
( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске ).
Просмотр видеоролика о сторонах горизонта. (1,2)
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны.
На рис. 7 «Начальный курс географии» определите направления промежуточных сторон.
Продолжение просмотра видеоролика: способы ориентирования (3,4,5,6) https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf
Способы ориентирования
Учитель — Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны? (Атлас с.9)
Учащиеся в своих ответах используют имеющиеся знания. Учитель поправляет и вносит дополнения:
-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.
-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам.
Ориентирование по деревьям
Большинство этих примет не очень точны, так как в каждом регионе свои, присущие данному месту, условия. Множество различных примет стоит запомнить для того, чтобы принять верное решение, лучше воспользоваться различными способами ориентирования
Ориентирование по Солнцу.
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам
( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Учитель — Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора — компаса.
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.
Просмотр видеоролика о компасе (7,8,9,10,11)https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf
Правила работы с компасом (дети выполняют инструктаж). Презентация (слайд №1-6).
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад. (Атлас с.8, рис. вверху)
4.Закрепление.
Задание №1.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?
После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.
Задание №2.
По плану местности (см. форзац 1 учебника «Начальный курс географии») определите:
1.В каком направлении от реки Нара находятся заросли кустарника,
2.В каком направлении от лиственного леса находится деревня Елагино?
3. По физической карте России определите: в каком направлении от Хабаровска находится Москва? Токио? Каир?
Если у вас под рукой нет компаса…
Тогда есть смысл попробовать сделать его из ручных средств — прямо в полевых условиях. Это приспособление его изобретатель Анатолий Коваленко назвал «прибором для точного определения на местности в трудных условиях». Он пригоден для ориентации в тех случаях, когда другими способами сделать это не удается.
Технология его изготовления довольно проста. В крышку котелка наливается немного воды. В эту воду опускают обыкновенную булавку с насаженными на нее для плавучести двумя маленькими кусочками коры на концах. Острие булавки будет показывать направление на север. Для проверки рекомендуется в вечернее или ночное время найти Полярную звезду в созвездии Малая Медведица. Потом замечается дерево или другой ориентир, находящийся под этой звездой. Таким образом, удается точно установить направление на север. Для верности «лесного компаса» на крышку котелка можно нанести риски, соответствующие направлениям на стороны горизонта.
— Как ориентироваться в пасмурную погоду?
-Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления.
Презентация (слайд №7-10).
Азимут и его определение
-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.
— Что же такое азимут? Прочитайте определение. («Начальный курс географии» с.15)
— Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
(учитель показывает на демонстрационной модели компаса приёмы определения азимутов).
Задание №3.
— Определить азимуты на предметы местности ( рис. 8 с.16 учебника «Начальный курс географии»).
Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.
задание №2 с.15 («Начальный курс географии»)
— Определить азимут от сарая до ольхового леса («Начальный курс географии» форзац ).
5.Подведение итогов урока: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
Домашнее задание:
§ 6 ответить на вопросы в конце §