Тема урока: « Особенности рельефа России»
Цели:
Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Закрепление основных понятий и терминов.
Развивающая – развивать географическое мышление, умения работы с физической, тектонической картами.
3.Воспитательная – формирование научного мировоззрения. Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма. Формирование интереса к географии.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор ,на доске физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы, учебники на столах.
Ход урока.
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
1.Здравствуйте ребята!
Как вы думаете, почему я прочитала эти строки? О чем они.?
Знаю , что вы недавно вернулись с юга бывали на Кавказе, какую форму рельефа вы там видели ? ( горы)
А какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)
Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).
2. Ребята давайте поработаем с физической картой Росси
По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? (равнины)
В каких частях страны преобладают равнины? (на западе и севере)
Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно – Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м, низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м)
Где в России размещаются горы? (на юге и востоке)
Как они делятся по высоте и характеру поверхности (Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней складчатости, (2000-30000м), скдладчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет, горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые.
Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа (Эльбрус – 5642 м).
3.Откроем тетради и запишем: Основные особенности рельефа России
Выводы:
Рельеф России разнообразен.
Равнины расположены на западе и севере.
Преобладают равнины.
Горы расположены на юге и востоке.
Рельеф понижается с юга на север .
— Строение земной коры.
Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию литосферных плит. (Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста; на древних участках – устойчивых, жестких платформах – расположены крупные равнины).
4. Практическое задание.
1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:
Их название | |
Низменности |
|
Равнины |
|
Плоскогорья |
|
Горы |
|
5.Подводим итоги.( работаем в парах). Выставляем вместе оценки .