Тема: План местности. Масштаб.
Цели:
1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».
2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.
3) Воспитывать интерес к географии.
Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1)Фронтальный опрос.
Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
Сколько всего планет? ( 9 )
Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)
В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)
Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
Какие это полушария? ( Северное и Южное )
Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.
3) Индивидуальный опрос.
Как меняются времена года?
Приливы и отливы.
3. Новая тема.
1. Что такое план местности.
— Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:
План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.
— Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)
— Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.
— Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.
Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)
— Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)
— Как вы думаете, для чего нужен план местности?
4. Физкультминутка.
5. Масштаб плана.
— Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:
Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.
— Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)
— Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)
— Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.
Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)
Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.
6. Закрепление.
— Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.
Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками
в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км.
С
СЗ СВ
З В
С-П
ЮЗ Ю ЮВ
М К
Х
7. Итог урока.
— С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
— Для чего нам нужен план местности?
— Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?
— Что такое масштаб и для чего он нужен?
8. Д/З вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.