Конспект урока по Географии «План местности. Масштаб»

Тема: План местности. Масштаб.

Цели:

1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».

2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.

3) Воспитывать интерес к географии.

Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1)Фронтальный опрос.

  • Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)

  • Сколько всего планет? ( 9 )

  • Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)

  • Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)

  • В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)

  • Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)

  • Какие это полушария? ( Северное и Южное )

  • Как называется естественный спутник Земли? (Луна)

2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.

3) Индивидуальный опрос.

  • Как меняются времена года?

  • Приливы и отливы.







3. Новая тема.

1. Что такое план местности.

— Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:

План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.

— Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)

— Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.

— Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.

Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)

— Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)

— Как вы думаете, для чего нужен план местности?

4. Физкультминутка.











5. Масштаб плана.

— Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:

Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.

— Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)

— Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)

— Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.

Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)

Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.

6. Закрепление.

— Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.

Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками



в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км.





С

СЗ СВ

З В

С-П

ЮЗ Ю ЮВ



М К









Х





7. Итог урока.

— С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

— Для чего нам нужен план местности?

— Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?

— Что такое масштаб и для чего он нужен?

8. Д/З вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Реки мира»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: