ЛО ГКУ «Сланцевская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
Составила: учитель географии
Филиппова И.А.
2012-2013 уч.год
Тема: « Природно-хозяйственные зоны России»
Цель: обобщить и провести контроль знаний по теме « Природно-хозяйственные
зоны России »
Тип урока: контрольно – обобщающий урок-игра
ТСО: проектор для демонстрации презентации
Оборудование: доска магнитная с набором магнитов
Демонстрационные материалы: наглядные пособия (изображения природных зон,
карточки с понятиями, кроссворд
Система оценивания: баллы (фамилии учащихся записаны на доске, после каждого
задания записывается количество набранных баллов- за 1 ответ -1
балл, в конце урока баллы суммируются и ставится оценка)
Ход урока: 1. Организационный момент.
2.Объяснение и выполнение заданий.
Задание №1. «Понятия темы»
Учитель раздает учащимся карточки с понятиями или учащиеся выбирают сами ( в классе 6 человек- по 3 карточки).Читает определения, учащийся, у которого такое понятие встает и помещает его на магнитную доску.
Понятия:
1.(греч. Zone-пояс) , это часть географического пояса с однородными климатическими условиями. берут своё название от растительности, присущей им, и других географических особенностей, закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов ( приро́дная зо́на)
2.Длительное воздействие людей на природу привело к их образованию (ПХЗ)
3.Смена ПЗ в горах (высотная поясность)
4.Земледелие в закрытом грунте в северных частях нашей страны (полярное земледелие)
5.Небольшие поселки рыбаков и охотников, расположенные на большом расстоянии друг от друга вдоль морского побережья и по берегам рек (редкоочаговое расселение)
6.Тип леса, характеризующийся относительной невысокой плотностью деревьев, отстоящих друг от друга на заметном удалении (редколесье)
7.Мерзлотные формы рельефа в виде куполообразных возвышений в тундре (высота 25м, в диаметре около 300-400 м) (булгунняхи)
8.Низкорослые формы деревьев и кустарников (березы,сосны, ели и др.), стелющиеся по земле (стланики)
9.Один из важнейших видов природных ресурсов, включают имеющиеся на территории страны запасы леса (лесные ресурсы)
10.Плоскодонные впадины, чаще округлой формы, в поперечнике до нескольких сотен метров и глубиной до нескольких метров, заросшие осиной , ивой , всречаются в степной и лесостепной зоне (степные блюдца).
11.Небольшие леса в лесостепи, образованные берёзой или осиной, изредка ивой, приуроченные к увлажнённым местам(колки́)
12.Сеть сельскохозяйственных поселений менее густая, но сами населённые пункты гораздо крупнее (достигая на равнинах Северного Кавказа десятков тысяч человек). Эти земли долгое время обрабатывались вообще без применения удобрений, а их высокое плодородие способствовало высокой плотности сельского населения. (Сплошное земледельческое освоение)
13. Земледелие, которое развито только на орошаемых землях (вблизи водоёмов)(оазисное земледелие)
14. Атмосферное явление в виде переноса больших количеств пыли (частиц почвы, песчинок) ветром с земной поверхности в слое высотой несколько метров с заметным ухудшением горизонтальной видимости… (пыльная (песчаная) буря).
15. Пояс вечных снегов, самый верхний природный высотный пояс гор, расположенный обычно выше снеговой границы (нивальный пояс)
16. Голые каменистые россыпи, горные тундры и слабое развитие (или даже полное отсутствие) альпийских лугов(гольцовый пояс)
17. Теплый и сухой стоковый ветер, часто сильный, порывистый, дующий с гор в подветренные долины(фён)
18. Зимний обвал холодного и сухого воздуха с невысокого и крутого горного хребта(бора)
ВЫВОД: подведем итоги о знаниях вами понятий темы –подсчитаем количество баллов.
Задание 2. «ДА или НЕТ»
Учитель читает вопросы, а учащиеся по очереди должны ответить , верно ли утверждение(18 вопросов- каждому по 3).
1.В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (ДА)
2.В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (НЕТ)
3.В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет)
4.В степях преобладают серые лесные почвы (НЕТ)
5.Главнейшее богатство тайги- древесина (ДА)
6.Лесостпеная зона-это переходная зона от леса к тундре (НЕТ)
7.В настоящее время степи в основном распаханы (ДА)
8.Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (НЕТ)
9.В высокогорьях преобладают широколиственные породы (НЕТ)
10.В зоне тундры водятся сев. олени (ДА)
11.В зоне степей водятся грызуны (ДА)
12.Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (НЕТ)
13. Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине (НЕТ)
14.Воздействие человека на природу изменяет какие-либо связи в ПК (ДА)
15. Облик тундры связан с многолетней мерзлотой (ДА)
16. В ПЗ Арктики обитают пингвины (НЕТ)
17.Обитатели уссурийского леса пятнистый олень и тигр (ДА)
18.В России есть ПЗ субтропиков (ДА)
ВЫВОД: подведем итоги по умениям вами определять верные утверждения о ПЗ –подсчитаем количество баллов
Задание 3.Найди ошибку в утверждении
Учащиеся выбирают карточки с заданиями ( в каждой карточке по 2 вопроса. В каждом вопросе 1 неверное утверждение. Найдите его).
Карточка №1 . Найди ошибку
А)Арктическая пустыня -самая северная из природных зон-практически лишена растительности; преобладают клеточные растения -мхи и лишайники. По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями-Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским, Балтийским.
Б) Степь- равнина, поросшая травянистой растительностью. В районах степей климат резко-континентальный, зима холодная, солнечная и снежная, а лето жаркое и сухое. Растительность состоит главным образом из злаков. Обычны для степи степной орёл, дрофа, жаворонок, грызуны. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые. Климат степей отличается большой влажностью, поэтому земли степей страдают от избытка влаги.
Карточка №2 Найди ошибку
А) Тундра — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой. Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) это не представляет опасность экологической катастрофы.
Б) Лесосте́пь—природная зона Северного полушария, характеризующаяся сочетанием тундровых и степных участков. Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось).
Карточка №3 Найди ошибку
А) Тундра отличается очень суровым климатом (климат-субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.
Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярный день.
Б) Полупустыни характеризуются отсутствием лесов и специфичной растительностью и почвенным покровом. Почвы, образующиеся в сухом и полусухом климате, богаты солями и перегноем.
Карточка №4 Найди ошибку
А) Зона сме́шанных (хво́йно-широколи́ственных) лесо́в -природная зона, характеризующаяся смешением хвойных и лиственных лесов. Смешанные леса характерны тёплым летом и относительно холодной и долгой зимой. Это одна из самых маленьких по площади климатических зон в России.
Б) Сильно разреженный растительный покров полупустыни часто предстаёт в виде мозаики, состоящей из многолетних ксерофитных трав, дерновинных злаков, лиственных деревьев , солянок и полыней, а также эфемеров и эфемероидов. Здесь много насекомых и паукообразных .
Карточка №5 Найди ошибку
А) Ли́ственный лес —лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Ясень, клён, а также липа и вяз встречаются в этих лесах очень редко.
Б) Субтропики в России занимают узкую полоску вдоль берега Черного моря. Для всех субтропиков характерно теплая зима и прохладное лето. Благодаря мягком климату животный и растительный мир субтропиков весьма богат.
Карточка №6 Найди ошибку
А) Растительность и животный мир Уссурийского края в начале XX века характеризовался сочетанием северных форм с южными. Распределение этих пород находилось в зависимости от положения местности по отношению к берегу моря. Растительный мир скудный. Из млекопитающих животных водились тигр, барс, дикая кошка, медведь, барсук, енотовидная собака, соболь, колонок, горностай, волк, лисица, белка, заяц, кабан, пятнистый олень,
Б) Для всех субтропиков характерно теплая зима и жаркое лето. Средняя температура января обычно чуть выше 0 °C, в середине лета средние температуры достигают +25 °C, при этом в течение дня воздух может прогреваться до 30 градусов тепла и выше. Зимой после выпадения снег долго не тает.
ВЫВОД: подведем итоги по умениям вами определять ошибки в описании о ПЗ -подсчитаем количество баллов
Задание 4. Опиши природную зону по плану.
Учитель раздает карточки или учащиеся выбирают сами по 1 ПЗ. Карточки из задания 1, расположенные на доске , необходимо использовать для описания ПЗ. Сначала учащийся выбирает все карточки с понятиями и изображениями, относящимися к его ПЗ, а затем по плану делает описание ПЗ с помощью этих понятий и выученного ранее материала.
План описания природной зоны
1.Географическое положение
2.Климатические условия
3.Почвы
4.Растительный мир
5.Животный мир
6.Жизнь и деятельность человека, и его влияние на природу.
ВЫВОД: подведем итоги по умению вами делать описание ПЗ
Задание 5. Реши кроссворд.
1 учащийся решает кроссворд у доски или на ватмане в конце класса, а остальные – на бумаге. Затем сверяют ответы. За каждый верный ответ-1 балл
|
|
|
|
|
| 9 | У |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
| У |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
| Р |
| 10 |
| 12 |
|
У |
|
|
|
|
| 7 |
| И |
| Ч |
| П |
|
Б |
|
| 4 |
|
| Л |
| Й |
| Е |
| У | 13 |
Т |
|
| Т |
| 6 | Е |
| С |
| Р |
| С | Л |
Р | 2 | 3 | У |
| К | Щ | 8 | К |
| Н | 11 | Т | У |
О | А | Л | Н | 5 | Е | И | Т | А |
| О | Б | Ы | Г |
П | Р | И | Р | О | Д | Н | А | Я |
| З | О | Н | А |
И | К | Ш | Д | Л | Р | А | Й |
|
| Ё | Б | Я |
|
К | Т | А | Р | Е |
|
| Г |
|
| М | Р |
|
|
И | И | Й | А | Н |
|
| А |
|
|
|
|
|
|
| К | Н |
| Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А | И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Природная зона на юго-западе нашей страны, занимающая узкую полосу черноморского побережья.
2.Зона островов и побережья Северного Ледовитого океана.
3.Растение зоны тундры.
4.Природная зона к югу от ледяной зоны.
5.Обитатель тундры, северный…
6.Хвойное дерево тайги с орешками.
7.Русское название орешника.
8.Природная зона с преобладанием хвойных деревьев.
9.Иное название муссонных лесов Дальнего Востока (…тайга).
10.Богатсво степей, «царь» среди почв.
11.Охраняемое животное, строит плотины на небольших чистых реках.
12.Природная зона у северных берегов Каспийского моря со скудной растительностью
13.Зона высокогорной растительности- альпийские и субальпийские…
ВЫВОД: подведем итоги урока- подсчитаем общее количество баллов
Оценка «5» -23 и более баллов
«4»-22-17 баллов
«3»-16 -11 баллов
10 и менее — «2»
! Прошу Вас заполнить карточки с вопросами: что понравилось и что не понравилось на уроке
Спасибо за работу!