Урок
Тема урока: Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни.
Цели и задачи урока: Изучить особенности природы пустынь и полупустынь.
Определить факторы влияющие на хозяйственную деятельность и
выявить проблемы природных зон, связанных с их освоением.
Оборудование: Карты атласа, видеоматериалы электронного учебника, гербарий.
Ход урока:
Слайд 6
1.Работа над пройденным материалом:
Проверка домашнего задания: тестирование по теме «Степи и лесостепи» по вариантам.
1 вариант проходят тесты на компьютере.
2 вариант через проектор.
2.Работа над новым материалом.
Слайд 7
Учитель читает стихотворение: Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу замирает.
А в небе нет ни облачков,
Ни самой малой тучки
Вот потому средь тех песков
Растут одни колючки.
Вопрос: Какая природная зона описывается в стихотворении?
Слайд 8
Учитель: Тема урока «Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни»
Сегодня мы совершим заочное путешествие с помощью электронного учебника в зону пустынь и полупустынь и ответим на вопрос: «Можно ли сделать пустыню сплошным оазисом?»
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны изучить особенности природы пустынь и полупустынь, определить факторы влияющие на хозяйственную деятельность и выявить проблемы связанные с их освоением. По ходу изучения данные будем фиксировать в таблицу.
Слайд 9
Климат | Почвы | Растительность | Животные |
Слайд 10
Вопросы: С какими природными зонами мы уже знакомы?
Где располагаются зоны пустынь и полупустынь?
Слайд 12-13
Работа по климатической карте.
Задание: По климатическим картам определить среднее количество осадков за год и температуры января и июля.
Слайд 14
Информация из электронного учебника:
Лето в полупустынях жаркое и солнечное. Осадки выпадают в виде кратковременных ливней. Иногда можно наблюдать «сухие грозы», когда дождевые капли, выпадающие из облака, испаряются в воздухе, не достигая поверхности земли. Часто устанавливается такая жара, что пересыхают реки, выгорает растительность, сохраняясь лишь в долинах рек. Но случаются годы, когда выдается влажное и относительно прохладное лето. Тогда полупустыни больше напоминают степную зону. Зимы – короткие и малоснежные, но холодные.
Работа по почвенной карте.
Задание: Определить почвы в зоне пустынь и полупустынь?
Слайд 15
Основными типами почв в зоне пустынь и полупустынь являются светло-каштановые, бурые и серо-бурые почвы. Эти почвы формируются в условиях недостаточного увлажнения и разряженной растительности. Вследствие незначительной биомассы в почву попадает мало растительных осадков. В условиях длительного теплого периода их большая часть разлагается до простейших минеральных соединений. Поэтому почвы пустынь и полупустынь содержит мало гумуса, но много минеральных веществ.
В пустынях и полупустынях много засоленных почв.
Слайд 16
Засоление почв.
Почвы пустынь содержит большое количество минеральных веществ: карбонатов, гипсов, растворимых солей. Солоноватые почвенные растворы движутся снизу вверх. В период весеннего снеготаяния, при выпадении дождей атмосферная влага проникает в почву. В понижении рельефа, где солоноватые воды располагаются близко к поверхности, просачивающаяся сверху влага встречается с почвенной влагой. В результате соленые воды поднимаются к поверхности. Затем влага испаряется, а соли остаются. Так происходит засоление почв. Участки засоленных почв в основном занимают понижения в рельефе.
В зависимости от особенностей почв различают несколько типов пустынь: песчаные, глинистые, каменистые. Песчаные пустыни покрыты рыхлым легко развеваемым ветрами грунтов.
Здесь образуется скопление песка — барханы. На низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники — это такыры. Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями.
Слайд 17
Растительность полупустынь и пустынь не образует сплошного покрова. Она лучше развивается в понижениях рельефа, в низинах у подножья склонов. Здесь грунтовые воды находятся ближе всего к поверхности.
Главную массу растений составляют здесь виды особенно устойчивые к засухе. Они приспосабливаются или запасать воду в толстых мясистых стеблях (например: солянки)
или имеют разветвленную коревую систему, что позволяют собирать влагу после дождя с большой площади, либо имеют длинную корневую систему (например: верблюжья колючка — корни ее проникают в почву очень глубоко до 30 метров и достигают подземных вод, поэтому даже в жаркие дни они стоят с зелеными листьями и раскрытыми цветами)
Слайд 18
Но встречаются и такие растения, которые не могут переносить засухи — это эфимеры. Они развиваются только весной, когда в пустыне много влаги. До наступления летней засухи они успевают закончить свое развитие.
Растения эфимеры живут только не продолжительное время. Большую часть года растение находится в состоянии покоя. После выпадения дождей они бурно пускаются в рост, образуются наземные побеги, цветы, плоды и семена. В это время пустыня рассветает. Но уже в середине мая наземная часть растений отмирает и снова наступает период длительного покоя, который будет продолжаться до будущей весны.
Слайд 19
К перемещению песка хорошо приспособилась аристида. Злак продолжает расти, даже если песок засыпает его до кончиков листьев. При этом у него образуются корни в новых слоях песка. Некоторые растения сохраняют влагу, уменьшая испарение. Такие растения имеют тонкие узкие листья или опушенность. Это полынно-злаковые: полынь, пырей. Из древесной растительности — это кустарники саксаул и джузгун.
Слайд 20
Сообщение учащегося о саксауле.
Саксаул — одно из самых типичных и замечательных растений пустыни. «Лес без тени»- так часто говорят про заросли саксаула. Сплавлять саксаул нельзя из-за плотной древесины он тот час тонет в воде. Мудрено из него что-нибудь строить, потому что слишком коряв и короток. Нельзя его пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще саксаул ломать. Саксаул лучшее древесное топливо в мире, калорийность его выше многих сортов бурого угля. Высота растений 4-5 метров. Листьев у саксаула нет. От них остались чешуйки в миллиметр величиной. Саксаул для пустыни имеет огромное значение. С одной стороны, они являются активными закрепителями песков, с другой – лучшим топливом в условиях безлесой пустыни.
Слайд 21
Пустыни суровое место не только для растений, но и животных. Но пустыни только на первый взгляд кажутся безжизненными. Животный мир пустынь достаточно богат и разнообразен. Животные пустынь вынуждены приспосабливаться к неблагоприятным условиям среды обитания: это и острый дефицит воды, недостаток корма, суточные перепады температур: днем невыносимо жарко, а ночью холодно.
Слайд 22
Назовите животных пустынь?
Какие приспособления имеют обитатели пустынь?
Слайд 23-24
Зона пустынь и полупустынь характеризуются не вполне благоприятными условиями для хозяйственной деятельности человека, из-за недостатка влаги. В условиях засушливого климата основным занятием человека становится экстенсивное земледелие. А вот животноводством занимаются с древних времен. На пустынных и полупустынных пастбищах пасут в основном каракулевых овец, лошадей, верблюдов. Но пустыни и полупустыни очень неустойчивы к антропогенному воздействию. Под влиянием перевыпаса скота происходит опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь.
Человек давно научился жить среди песков. Он заставил пустыню служить своим нуждам. Ее животных он сделал предметом охоты, травы и кустарники – кормом для скота, деревья — топливом. Он сумел использовать все дары этой скудной природы. Чтобы отвоевать у пустыни кусочек земли, надо затратить много труда. Главная проблема в пустыне – получение воды. Для этого стали опреснять соленые воды, построили каналы. На орошаемых землях зацвели сады, зазеленели виноградники, выращивают овощи, арбузы, дыни.
Слайд 25
Так что же надо, чтобы пустыню превратить в цветущие сады, оазисы?
Природа сама создала оазис в пустыне. Это Волго — Ахтубинская пойма.
Презентация учащегося.
Слайд 1
Природа сама создала оазис в пустыне. Это Волго-Ахтубинская пойма. Это уникальный оазис в долине нижней Волги.
Слайд 2
У Астрахани Волга распадается на множество рукавов и притоков. Это дельта Волги площадью 18 тысяч кВ. км. Великолепный красочный край красив и удивителен в любое время года.
Слайд 3
Тысячи протоков, озера, густые заросли из ивы, тополя, вяза, тростника привлекают на гнездовья множество водоплавающей птицы: белых лебедей , пеликанов, уток, гусей, цапель.
Слайд 4
В протоках и заводях устраивают свои нерестилища ценнейшие промысловые рыбы: осетровые (белуга, осетр, севрюга), сельди, судак, вобла, лещи и другие.
Слайд 5
Богато представлена водяная флора с такими красивыми и редкими растениями, как кувшинки и кубышки, Чили-водяной орех, индийский лотос.
Слайд 6
Лотос — очень древнее (реликтовое) растение, имеющее крупные листья диаметром до 80см. и красивые ярко – розовые цветы внушительных размеров до25 см. в диаметре. В дельте Волги находится самая северная точка его распространения. Лотос — волшебный цветок. Лотосу поклонялись древние фараоны и жрецы. Цветок лотоса живет три дня, на смену умирающему цветку расцветает другой, третий. Итак продолжается около двух месяцев.
Слайд 7
Волго-Ахтубинская пойма на всю страну славится своими арбузами и помидорами. Большие площади заняты плодовыми садами и виноградниками. При орошении на ее плодородных почвах в течении одного сезона снимают два урожая овощей, отменные урожаи пшеницы и риса. А на заливных лугах заготавливают высококачественное сено.
Фильм: Астраханский заповедник.
Ученик: Для сохранения растительного и животного мира этого замечательного уголка России еще в 1919г. Был создан Астраханский заповедник.
Слайд 26
Закрепление.
Доказать, что климат пустынь более континентальнее, чем в зоне степей.
Почему растения степей и пустынь часто опушенные, имеют мелкие узкие листья?
С чем связано возникновение этих приспособлений?
Почему в пустыне нет бабочек?
Почему скотоводы пустынь вынуждены кочевать со своими стадами? С какой целью был организован Астраханский заповедник в дельте Волги?
Слайд27
Таблица
Слайд 28
Вывод.
Изобилие тепла и солнечного света, недостаток влаги, разряженный растительный покров, бедный животный мир — вот то, что отличает пустыни и полупустыни. Земледелие развито только на орошаемых землях. А неумеренный выпас скота привел к возникновению антропогенных пустынь.
Слайд29
Домашнее задание.
Составить памятку туристу, отправляющемуся в эту природную зону.
Учебник: страница 205-209.
Используемая литература:
1.Учебник: «География России». Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений в двух книгах/ под редакцией А.И.Алексеева. Книга первая «Природа и население. — М.: Дрофа, 2007
2.Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. — М.: Дрофа, 2004
3.Хрестоматия: «За страницами учебника географии, 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. — М.: Просвещение, 1997
4.Учебные электронные издания: «География России. Хозяйство и регионы» — Образовательная коллекция 1С