Предмет — География
Класс — 8 класс
Тема урока: Природно территориальные комплексы
Западной Сибири.
Пояснительная записка:
В основе проведённого мною урока лежит технология модульного обучения.
Согласно этой технологии на уроке применяются методы коллективных способов обучения.
Работа организована в парах, при проверке домашнего задания, и в группах, при изучении и закреплении нового материала.
Задачи ученика при работе с модулем:
Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
1. Усвоение модуля и каждого УД;
2. Задания для выполнения разного уровня сложности;
3. Указание на вид и форму работы;
4. Контроль, определяющий степень усвоения материала.
Задачи учителя:
• Разработка инструкций модуля;
• Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока;
• Управление учебно – познавательной деятельностью через модули.
УЭ – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которыми школьник работает непосредственно. На моём уроке используются УЭ, в которых перед учениками ставятся познавательные цели, а в инструкции ученикам предлагается решить их. Учащиеся приступают к самостоятельной работе, проходя последовательно через все УЭ.
Цель урока:
1. Познакомиться с особенностями компонентов в Природном комплексе;
2. Установить взаимосвязь компонентов в природных зонах;
3. Выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания;
4. Познакомиться с антропогенным воздействием человека на природную зону.
Задачи
урока:
Сформировать представление о природно – территориальных комплексах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России.
Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
Оборудование:
Физическая карта России; экологическая карта России, схема классификации природных ресурсов, коллекция горных пород, условные обозначения ресурсов – на отдельных листах, рисунки, мультимедийная презентация, картины с растительностью Сибири, модули – заготовки для учащихся для работы в группах.
Тип урока: Урок с использованием модульных технологий, комбинированный.
Ход урока:
Девиз: «Всем Сибирь щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать вас стихами
Приезжайте…Увидите сами!»
Казимир Лисовский.
Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами продолжать изучать регионы России.
Тема сегодняшнего урока: « Природно – территориальные комплексы Западной Сибири».
Прежде чем мы с вами приступим к изучению этой интересной темы, нам необходимо вспомнить основные понятия, ранее нами уже изученные.
Итак, целью сегодняшнего урока у нас является
Познакомиться с особенностями компонентов в Природном комплексе;
Установить взаимосвязь компонентов в природных зонах;
Выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания;
Познакомиться с антропогенным воздействием человека на природную зону;
Ну, в — первых, нам необходимо вспомнить основные вопросы, касающиеся всей пройденной темы «Западная Сибирь» В этом нам поможет небольшой задание в парах.
УЭ – 1(входной контроль).
Входной контроль Цель: определить уровень готовности к работе. Тест. Ответить да или нет.
| Письменно | |
1. | 1. В основании Западно — Сибирской равнины лежит литосферная плита мезозойского возраста
|
|
2. | Абсолютные высоты Западно- Сибирской равнины могут превышать 500 и более метров
|
|
3. | По площади территории Западная Сибирь занимает 1 место в мире
|
|
4. | Главным минеральным богатством этого региона является – золото
|
|
5. | Климат значительной части территории – континентальный
|
|
6. | Более 80% территории Западной Сибири находится в области недостаточного увлажнения
|
|
7. | Территория расположена в бассейнах рек Обь и Таз
|
|
8. | Приблизительно до широты полярного круга в пределах Западной Сибири развита многолетняя мерзлота
|
|
9. | Все озёра Западной Сибири глубокие, сточные, пресные
|
|
10. | Нефтяные месторождения Западной Сибири были открыты во второй половине 20 века
|
|
Самоконтроль Оцени свои результаты, используя ключ теста (см. на слайд презентации учителя) Если ты набрал 10-7 баллов, то можешь переходить к следующему УЭ. Если менее, то в домашнее задание на следующий урок включи повторение п. 40, 41.
|
А теперь обменяемся работами и проверим ваши знания домашнего параграфа.
Если вы набрали 10-9 правильных ответов — Оценка « 5»
Если 8-7 правильных ответов —оценка «4»
Если 6-5 правильных ответов— оценка «3»
Если менее 5 правильных ответов—неудовлетворительная оценка.
УЭ – 2,3.
Этап усвоения новых знаний. Дети делятся на группы, в каждой из которых выбирается капитан – руководитель экспедиции. Руководитель распределяет обязанности в своей группе, выбирает, назначает специалистов, для дальнейшего изучения ПК Западной Сибири. В УЭ – 3 Дети делятся полученной информацией.
Цель:
Сегодня вы отправляетесь в путешествие по тундре, лесной зоне и лесостепи. Задание для работы в группе:
1.Изучите задание, согласно вашей роли в экспедиции. 2. Выполните задание, записав результаты в коллективной таблице. 3. Подготовьтесь к устному отчёту работы экспедиции
| Информация об обязанностях членов группы находится на карточке- задании. Таблица на отдельном листе и на доске. | |
УЭ- 3 |
Задания.
Индивидуальная работа. — Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом: 1. Я всё понял, смогу объяснить другому. 2. Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя. 3. Я понял материал частично. 4. Я ничего не понял.
|
|
После УЭ – 2 проводится зарядка для глаз.
УЭ – 4. Закрепление изученного материала в модуле.
Для закрепления изучения в модуле
Летела гагара, Летела гагара На вешней заре Летела гагара С морского утёса Над тундрой сырой. А там на болотах А там на болотах Брусника цвела А там на болотах дымились туманы, Олени паслись (Н.И.Тряпкин)
2. СИНКВЕЙН.
1. Вы должны быстро и четко выполнять мои команды:
на первой строке все написали – «Западно- Сибирская равнина»;
— Прочитайте, что у вас получилось.
|
| |
УЭ-5 | Подвести итоги урока. Определить домашнее задание
| Параграф 40, 41, 42 Подготовиться к проверочной работе |
Рефлексия
— Какие чувства вызывает у вас изученная нами местность?
— Мы закончили наше путешествие по Западно – Сибирской равнине. Вы хорошо справились со совей задачей, и теперь мы с вами выполним необычное задание – такого мы еще никогда не делали. Мы будем писать стихи, но не простые стихи: они состоят из 5 строк и называются СИНКВЕЙН.
— Для того чтобы стихи получились, вы должны быстро и четко выполнять мои команды.
— Взяли ручки, листы бумаги и записываем:
на первой строке все написали – «Западно — Сибирская»;
на второй строке запишите два прилагательных, относящихся к Западно – Сибирской равнине;
на третьей строке – 3 глагола;
на четвертой строке составьте и запишите фразу, состоящую из четырех слов, выражающую ваше отношение к Западно – Сибирской равнине;
на пятой строке запишите одно слово-синоним Западно — Сибирской равнины.
— Прочитайте, что у вас получилось.
— Послушайте, что получилось у меня:
Западно – Сибирская равнина
Ровная, бескрайняя (нефтью богатая)
Путешествовать, изучать, беречь
Неповторимую природу родного края
Родина. (Это моя Родина!)