Открытый урок по географии в 8 классе
«Природные ресурсы Казахстана»
Цель урока:
Сформировать знания учащихся о природных условиях и географии природных ресурсов Казахстана, дать их классификацию
Сформировать знания учащихся о способах рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека с учётом экологических проблем и нахождения их решения.
Задачи урока:
Воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, одну из крупнейших по площади и численности населения, также по наличию различных природных ресурсов;
Использование мультимедийной системы как новой формы обучения для повышения качества образовательного процесса.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, экспонаты природных ресурсов.
ХОД УРОКА
Орг. момент: приветствие учащихся, настрой на работу с элементами казахского языка, озвучивание целей урока.
Повторение ранее изученного.
Подготовка к ЕНТ тестовые задания.
Фронтальный опрос.
Расскажите об особенностях рельефа Казахстана.
Климат Казахстана.
Внутренние воды Казахстана.
Почвы Казахстана.
Природные зоны Казахстана.
Растительный мир.
Животный мир.
Изучение нового материала:
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры…
ВОПРОС: Какими природными богатствами пользуется человек?
ОТВЕТ учащихся:
Рассказ учителя.
Природные ресурсы — это важнейшие компоненты природной среды, которые непосредственно используются людьми в самых различных целях, но особенно в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.
Обеспеченность человечества природными ресурсами, их эффективное и рациональное использование является одной из основных проблем во всем мире. Пока не иссякли природные ресурсы, ученые всего мира стремятся отыскать новые источники сырья, топлива и энергии. Одним из путей осуществления этой проблемы является широкий поиск другого дешевого сырья.
Поэтому проблемы, связанные с рациональным использованием и охраной природных ресурсов, носят глобальный характер.
Природные ресурсы Казахстана по запасам, происхождению, условиям возобновления и другим свойствам образуют различные группы и виды. Весь набор этих ресурсов можно представить в виде следующей классификации.
Природные ресурсы
минеральные почвенные водные климатические биологические
Учащиеся разбиваются на 7 групп и готовят сообщение по видам природных ресурсов.
1. Топливно-энергетические ресурсы Казахстана
2. Минеральные ресурсы.
— Из природных богатств Казахстана, какие ресурсы принесли ему мировую славу? (минеральные)
— По запасам минеральных ресурсов РК стоит на 6 месте в мире.
Назовите статистические данные по запасам минеральных ресурсов: (вольфрам – 1 м, хромит и фосфор – 2 м, марганец – 3 м, свинец и молибден – 4 м, золото – 6 м, железо – 8 м)
— Одно из главных богатств страны — руды черных и цветных металлов.
— А с чем связано размещение полезных ископаемых?
(С геологическим строением.)
Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?
(север и восток страны)
Какими основными видами представлены топливные ресурсы?
Ученики: нефтью, углем, газом.
Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?
(запад Казахстана) В настоящее время доказанные запасы Казахстана составляют 3,6 млрд тонн нефти и газового конденсата (крупнейшие: Тенгиз, Карачаганак, Жпнпжол, Жетыбай, Кенбай, Каламкас, Каражанбас, Кумколь, Узень) Крупнейшим разведвнным месторождением нефти в шельфе Каспийского моря является месторождение Кашаган (4,8 млрд тонн)
Учитель: Казахстан обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.
( Павлодар, район Каспийского и Аральского морей)
3. Климатические ресурсы.
Агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Что выращивают в Казахстане?
( зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель и др)
Учитель: Какое развито животноводство?
( мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство и др).
4. Водные
Учитель: Одна из острейших проблем – это нехватка …
Ученики: воды.
Учитель: Какова закономерность размещения водных ресурсов на территории республики?
(водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой северный регион).
Объём поверхностных вод – 115, 3 млрд м3
85 000 рек, протяженность примерно 8 000 из них превышает 10 км
48 000 озёр. Более 4 000 водохранилищ и плотин
5. Почвенные ресурсы.
Почвенно-земельные ресурсы.
— Назовите общую площадь земельных ресурсов Казахстана (270, 1 млн га – 82% пригодны для с/х)
В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?
( на севере республики (зона степей))
6. Растительные ресурсы.
7. Ресурсы животного мира.
Биологические ресурсы:
Что можно сказать о биологическом разнообразии страны? (ответы детей)
Сколько заповедников создано в республике? (9 заповедников)
Полезные ископаемые, почва, вода, воздух, растительный и животный мир
Исчерпаемые Неисчерпаемые климатические
Возобновимые Невозобновимые
Биологические минеральные Почвенные Водные
|
Закрепление материала.
Какие виды природных ресурсов вы сегодня узнали?
На какие два вида делятся природные ресурсы по исчерпаемости?
Какие природные ресурсы возобновимые, а какие невозобновимые?
Какие природные ресурсы есть в нашей местности?
Итог урока:
Домашнее задание:
Выставление оценок.