Всероссийский конкурс педагогического мастерства
« Мой лучший урок»
Тема урока: «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»
Предмет: География Класс: 8
Дорошенко Лариса Николаевна,
учитель по географии 5-11 классов
высшей категории МБОУ СОШ д. Ручьи,
Конаковский район, Тверская область.
Цели и задачи урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России, сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности, способствовать экологическому воспитанию учащихся, привить чувство любви к природе и Родине.
Тип урока: Урок — исследование. Используется метод обучения системно — деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно — познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные: Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее
Регулятивные: Самоконтроль и взаимоконтроль
Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание (отвечать на вопросы)
Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Техническое обеспечение урока: Таблицы «Природные зоны России», гербарий, карта «Природные зоны России» , атлас, компьютер и интерактивная доска, документальные фильмы «Природные зоны России».
1.Оргмомент
2. Поверка домашнего задания
3.Изучение нового материала
4 Закрепление
5. Домашнее задание
6. Итог урока
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
Оргмомент | 1.Эмоциональный настрой 2.Проверить атласы, контурные карты. |
|
|
Проверка домашнего задания | Ответить на вопрос «В чём проявляется природная зональность?» | Ответы учащихся: «Зональность — общий закон природы. Ведущими компонентами являются различные отношения тепла и влаги. Зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Изменение климата и растительности идёт по тесной связи. Каждая зона состоит из сочетания ландшафтов. Ланд – земля, шафт – сообщество и т.д. |
|
Изложение нового материала. Работа с тетрадью.
| Сообщение темы урока «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра» Сообщение цели и задачи урока. | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
|
Фронтальная беседа с учащимися, самостоятельная работа с картой | Ответить на вопрос «Каковы природные особенности территории Севера?» Задания: определить географическое положение природных зон на Севере. | Отвечают на вопрос.
Выполняют задания по карте. |
|
Презентация ученика (компьютер и интерактивная доска). | Арктические пустыни. | Характеристика природной зоны и демонстрация презентаций. |
|
Запись в тетради, работа с учебником. | Природные зоны
Арктич. Тундра пустыни | Запись в таблицу Арктические пустыни Страна белой смерти, льда и тьмы. Арктика – это белый медведь, северное положение, за северным полярным кругом, суровый климат, зима холодная и суровая, лето прохладное 0- (-4), льды, снег, ураганные ветры, полярная ночь, полярный день, полярное сияние. |
|
Первичное закрепление нового материала.
Фронтальная беседа с учащимися. | Ответить на вопросы: 1.Почему лето в арктической пустыне холодное? 2. Почему растительность не образует сплошного растительного покрова? 3.Почему белые медведи впадают в спячку на зиму? 4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники? 5.Почему медведь белый? 6.Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой? | Отвечают на вопросы. |
|
Рассказ ученика и показ презентации. | Природная зона тундра | Презентация ученика природная зона тундра (компьютер, интерактивная доска) |
|
Самостоятельная работа с книгой. |
| Страница 158 (учебник) Задание 2: заполнить таблицу. |
|
Запись нового материала в таблицу | Учитель консультант | Зона Тундра. Полярный день и ночь, снежный покров мало-мощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, много озёр, болот, нет деревьев, встречаются мхи и лишайники . Есть кустарники- брусника , черника, морошка , грибы 50 см. высотой ,карликовая берёза, много перелётных птиц летом, животных- лемминг, песцы, северный олень, полярная сова. |
|
Показ таблиц, картин. | Обобщение знаний и дополнение материала. | Записывают в таблицу. |
|
Первичное закрепление
Фронтальная беседа с учащимися | Ответить на вопросы: 1.Почему в тундре так много озёр и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм , меньше чем в полупустынях при Каспийской низменности? 2. Почему природа особенно ранима и трудно восстанавливается? 3. Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя суммарная радиация в полярный день такая же, как на юге лесной зоны? 4. Почему в тундре не растут деревья? 5. Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев?» 6. Почему для грибников тундра — настоящий рай? 7. Почему в тундре преобладают многолетние растения? |
|
|
Закрепление изученного материала.
Письменный опрос учащихся. | Выполнить тест. | Тест ( Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни и тундра) 1.Природа зоны легко ранима. 2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом. 3. Значительные площади покрыты ледниками . 4. Средняя t января – 26 градусов,- 28 , а июня +1 градус. 5. Сильные ветры. 6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища. 7. Расположена на островах Арктики. 8. Увлажнение избыточное, много болот и озёр. 9.Промысел морского зверя (моржа и тюленя) 10. На южной границе температура июля +10 градусов. 11. На скалах «птичьи базары» 12. Лето короткое и холодное . 13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана. 14. В реках и озёрах много рыбы. 15.Воды-в твёрдом виде, только летом образуются талые воды. 16. Много перелётных птиц летом ( утки, гуси, лебеди) 17. Полярная ночь длится до 5 месяцев. |
|
Самопроверка письменной работы | Учитель с учащимися — консультантами корректирует оценки ответов
| Самостоятельно проверяют тест: Арктические пустыни: 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17. Тундра: 1,2,5,6,8,10,13,14,16. |
|
Домашнее задание
Запись в дневник. | Запись на доске 33 стр.162 вопросы 1,2,3. Презентация 1.Зона тайги 2.Зона смешанных и широколиственных лесов | &33. Стр.162 вопросы. 1,2,3. Презентация: по желанию ученика.
|
|
Итог урока
Фронтальная беседа и выставление оценок в дневник. | 1.С какой темой мы сегодня познакомились? 2.Показать географическое положение природных зон. 3.В чём особенность природы этих зон? Спасибо за урок. | Ответы учащихся. Показывают природные зоны на карте. |
|
Список литературы:
1.В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе
География России 8-9 класс (учебник 12-е издание Москва ДРОФА 2011 г.)
2.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии — М: ДРОФА, 2007.
3.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля 8-9 классы – М: ДРОФА, 2007.
4.Маерова Н. Ю. Уроки географии 8-9 классы – М: ДРОФА,2004.
Географический атлас. 8-9 классы – М: ДРОФА, 2007.