ГЕОГРАФИЯ
8 КЛАСС
Урок по теме
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Разработала:
учитель географии биологии
МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района
Моторина Галина Николаевна
2014г.
Белинский район
Информационные технологии на уроках географии
Класс 8.
Тема урока: Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Пензенской области
Цели: обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Образовательные:
Продолжать формировать у обучающихся представление об особенностях закономерности формирования рельефа и его современного развития — влияние внутренних и внешних факторов на примере Пензенской области. Показать непрерывность развития рельефа. Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической), таблицей. Рассказать о влиянии человека на рельеф.
Развивающие:
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, геохронологическая таблица, атласы «Пензенская область», ПК, интерактивная доска, Электронное учебное пособие «География Пензенской области».
Ход урока
Организационный момент.
Вводное слово учителя:
Ребята, на этом уроке мы продолжим изучение форм рельефа суши на примере территории своей области.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам. Тестовые задания.
Вариант 2 | |
1. Устойчивые участки земной коры называются: | 1. Самая древняя геологическая эра называется: |
2. Равнины расположены на: | 2. Геологическая эра, в которой мы живём сейчас, называется: |
3. Горы расположены на: | 3. Какая вершина соответствует горной системе Кавказ? |
4. В мезозойскую складчатость поднялись хребты: | 4. Какие горные хребты относятся к альпийской складчатости? |
5. К древним складчатым областям приурочены месторождения: | 5. Какие горы моложе? |
6. Какая самая высокая гора в России? | 6. Какой горной системе соответствует высота 1896м? |
7. Мы живём в какую эру новой жизни? | 7.Самое древнее горообразование? |
Ответы: 1 вариант: 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-б; 6-б; 7-б. 2 вариант: 1-а; 2-б; 3-г; 4-б; 5-б; 6-а; 7-в.
III. Изучение нового материала.(Слайд1. Меню)
Вводное слово учителя:
Своеобразие рельефа Пензенской области заключается в сложности его строения. Здесь есть узкие длинные впадины, обширные низменные равнины, возвышенности. Для рельефа нашей области характерно большое количество оврагов и балок.
Задание1.Рельеф и геологическое строение Пензенской области.
Используя карты атласа или ЭУП, ответьте — какая крупная форма рельефа лежит в основании Пензенской области? Слайд. Геоморфологическая карта.
Какая тектоническая структура расположена в основании Восточно-Европейской равнины? Слайд. Тектоническая карта.
Чем выражена в рельефе антеклиза – крупное тектоническое поднятие? (возвышенностями).
Используя Геохронологическую таблицу и карту ЭУП геологического строения Пензенской области, определите, какими породами представлен осадочный чехол? (Породами кайнозойской и мезозойской эр)
Где на территории области преобладают меловые отложения? (По долинам рек).
По картам атласа или ЭУП определите, какова мощность залегания горных пород различных систем, отложений, образований? Слайд. Геологическая карта
Вывод: (общий ответ ученика у доски с использованием ЭУП «География Пензенской области»).
Пензенская область расположена в юго-восточной части Восточно-Европейской равнины. Территория области холмистая за счет западных склонов Приволжской возвышенности, которые постепенно спускаются к Окско-Донской равнине. Наиболее высокая часть области – Сурское водораздельное плато. Оно расположено по правую сторону реки Суры ,высота местности над уровнем моря 270-300м.Самое высокое место в области Сурская шишка с высотами более 320м. На территории области выделяют основные возвышенности:Сурско-Мокшанская на севере и Керенско-Чембарская на юге , с высотами 270-290 м.Самые низкие территории- восточная часть Окско- Донской низменности и долины крупных рек ( 150-180м над уровнем моря). ( «Слабые» ученики могут прочитать готовую информацию в ЭУП.)
Задание 2. Полезные ископаемые Пензенской области.
Работа с ЭУП «География Пензенской области» карта «Полезные ископаемые» Пензенской области. Ответить на вопросы:
Какие полезные ископаемые представлены на карте Пензенской области? (Наша область богата нерудными полезными ископаемыми: известняками, песчаниками, мергелями, опокой, песками, глинами и минеральными красками, которые используются как строительный материал. В области есть небольшие запасы торфа и нефти, не имеющие промышленного значения.)
Какое полезное ископаемое для области является ведущим? ( Строительные пески и глина). ( «Слабые» ученики могут прочитать готовую информацию в ЭУП.)
Сообщение учащегося: «Ресурсы полезных ископаемых Пензенской области и Белинского района».
Пензенская область не входит в число регионов России с высокоразвитой добывающей промышленностью. Она бедна наиболее ценными полезными ископаемыми. Тем не менее, на территории области разведены месторождения ряда твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве, как техническое сырье в промышленности.
На территории Пензенской области разведаны, выявлены, а также возможно выявление различных видов полезных ископаемых в том числе:
Нерудные полезные ископаемые – строительные пески, кирпично-черепичные, керамзитовые, тугоплавкие глины, сырье для производства строительного щебня, сырье для производства цемента и извести, минеральные пигменты для производства минеральных красок, диатомиты, формовочные и стекольные пески, фосфориты, цеолитсодержащие породы. В Пензенской области имеются детально изученных 35 месторождений и 71 недостаточно изученный участок кирпично-черепичного сырья. В Белинском районе месторождение Чембарское Белинского района с запасами глины 7,6 млн. м3, пригодной для производства кирпича.
2. Топливно-энергетические ресурсы – нефть и торф.
3. Рудные металлические полезные ископаемые – титано-циркониевые россыпи.
4. Подземные воды – пресные и минеральные.
5. Нетрадиционные полезные ископаемые – глауконитовые пески.
(Физкультпауза)
3. Беседа с учащимися.
— В результате каких процессов формируется рельеф? (внутренних — эндогенных и внешних — экзогенных процессов)
Эндогенные или внутренние процессы называют новейшими, которые на платформах проявляются в вековых медленных колебаниях земной коры со скоростью 1 см в год.
Экзогенные процессы происходят под влиянием текучих вод (реки, сели, ледники), ветра, многолетней мерзлоты.
— Какие процессы решающие, при формировании современного рельефа Пензенской области? (экзогенные)
Экзогенные процессы:
текучие воды (образуют речные долины, овраги, ложбины);
ветер (эоловые — дюны, бугристые пески);
человек (карьеры, терриконы).
Основные черты современного рельефа Пензенской области ( анализ карты атласа или ЭУП «География Пензенской области» Рельеф Пензенской области ) Слайд. Геоморфологическая карта
Естественные процессы, которые формирую рельеф на территории Б.О., достаточно разнообразны. Наиболее распространены линейная эрозия, оползни, суффозионные явления, эоловые процессы, техногенный рельеф. В формировании рельефа западной части области до меридионального направления течения реки Суры сыграло свою роль Днепропетровское оледенение. Под действием ледника несколько сглаживались холмистые поверхности третичного рельефа, а также выравнивались понижения за счет элементов сноса
IV. Закрепление.
Обобщение и закрепление материала:
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие причины были основными при формировании рельефа Пензенского края?
Какая природоохранная работа должна проводиться в крае для сохранения его природных богатств?
Как вы считаете, только ли природные факторы являются причиной образования различных форм рельефа в окрестностях городов Пензенской области?
V. Задание на дом.
Работать с ЭУП География Пензенской области ( карты и информационный материал).
Составить кроссворд по номенклатуре рельефа, геологии и полезных ископаемых Пензенской области.
VI. Рефлексия.
Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали?
Наш урок я хочу закончить словами великого русского писателя Л. Н. Толстого, с которыми Вы не можете не согласиться. «Знания — это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти». (Л.Н.Толстой)
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Литература:
1.Авторский коллектив: А.А.Чистякова, Л.А.Новикова, П.П. Заплатин и др. Пензенская лесостепь. Учебное пособие по экологии. Пенза 1999.
|
3. Курицын И.И. Природа Пензенской области. Пенза. 1955.
Интернет ресурсы