4
Бучнева Валентина Николаевна МОУ «СОШ №7 г.Новотроицк Оренбургской области»
Краткая аннотация
Урок для учащихся 6 класса, рассчитан на 1 учебный час. На уроке используютя приемы технологии развития критического мышления, формирование общеучебных навыков, большую часть времени учащиеся
добывают знания самостоятельно , Применяются приёмы обучения саморефлексии. Домашнее задание, кроме обязательного для всех учащихся,
предлагается ещё и повышенной сложности для желающих. Урок рекомендуется проводить как в общеобразовательной школе так и в гимназиях .
Тема : « Распределение солнечного света и тепла на Земле.»
Цели:
1.Образовательные: познакомить учащихся с терминами «тропики», «полярный круг», «день солнцестояния», «день равноденствия», «зенит».
2.Развивающие : сформировать представление о причинах, вызывающих
смену времён года, развивать критическое мышление; коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.
3.Воспитательные : обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование : Глобус, фонарик, теллурий, презентация на слайдах, учебник
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова Начальный курс географии 6 класс, географические атласы с комплектом контурных карт.
Ход урока
Методические рекомендации. | |
1.Организационный момент ( приветствие учащихся, проверка учебных принадлежностей.)
2.Стадия вызова
-Вам уже известно, что Земля вращается вокруг своей оси. -За какое время она совершает полный оборот? -Представьте, что Земля не вращается . Какие последствия вызовет исчезновение вращения? — От чего зависит смена времён года на Земле ? Тема нашего урока « Распределение солнечного света и тепла на Земле.» | Данный прием позволяет учителю создать рабочую атмосферу и дальнейшее сотрудничество
Данные вопросы позволят подвести учащихся к теме урока |
3.Стадия осмысления.
1.Почему в разное время Земля освещается и нагревается неодинаково? Чтобы ответить на данный вопрос обратимся к учебнику на стр. 132 ( & 44)
Рассмотрим рис 84 Годовое движение Земли вокруг Солнца. Посмотрим как это происходит с помощью теллурия
2.Формирование понятий «тропики», «полярные круги» «зенит». -Зенит- наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.
Проведем исследование. Ставим глобус и светим фонариком прямо на северный тропик. -Какое полушарие освещается лучше и больше получает тепла? ( Северное) -На какую линию Земли лучи падают отвесно ( или где на Земле сейчас зенит) ? Учащиеся смотрят и определят, что это линия северный тропик. Затем повернуть глобус и фонариком посветить на южный тропик. — Где сейчас солнце в зените? ( На южном тропике) Что же такое тропики? Тропик- это линия на которой солнце бывает в зените. -Сколько тропиков мы с вами сейчас увидели? ( два) Определим их географическую широту ( 23 *30 с.ш . и 23*30 ю.ш.) Полярные круги- параллели, отстоящие от экватора на 66 градусов и 30 минут. Северный и Южный полярные круги. Между полярными кругами и полюсами наблюдается полярная ночь и полярный день. Просмотр презентации по теме урока . 3.Пояса освещённости . (Атлас стр 31) -Сколько всего поясов освещённости? -Какой из поясов получает самое большое количество тепла и света? -В каком поясе освещённости находится ваша местность? Работа по карте полушарий .Показать 5 поясов: 1-тропический, два умеренных и два полярных.
|
Приём- чтение (1 пункта параграфа) с остановками
Демонстрация движения теллурия.
Определение уч-ся записывают в тетрадях
Запись в тетрадь
Работа с учен. атласом |
4.Стадия рефлексии
Перечертите в тетрадь таблицу 9 и заполните её. Затем показываю слайд на нём правильно заполненная таблица . Составьте вопросы 1вариант-тонкие; 2вариант – толстые по изученной теме и задайте их друг другу. Ответьте на вопросы учителя -Какие термины мы сегодня выучили? — Когда на Земле день равен ночи? — Возможно ли, чтобы Земля вращалась вокруг солнца, но смены сезонов года не происходило? ( Да, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты Земли.) |
Учащиеся проводят взаимопроверку таблицы. |
Домашнее задание .
& 44. Задание 2 на странице 136 по контурным картам.
Задача .С какой скоростью вращается Земля по своей орбите вокруг Солнца? ( Ответ 30 км/сек.)
Домашнее задание для желающих.
Узнай при помощи фонарика, как зависит освещённость от направления лучей.
Земля совершает путь вокруг Солнца в течение года. Поскольку земная ось – воображаемая линия, проходящая через центр планеты между полюсами,- имеет наклон 23,5 градуса, то ежегодно в определённое время Северное и Южное полушария попеременно получают от Солнца то больше тепла и света, то меньше. В последнем случае холодает и световой день сокращается . Попробуй это проверить при помощи фонарика .
Требуется :
Лист белого картона, фонарик .
Выполнение :
1.Направь луч фонарика отвесно на лист белого картона так , чтобы освещённая поверхность представляла собой круг.
2.С того же расстояния направь луч фонарика под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. То же самое происходит и с солнечными лучами. Ближе к полюсам они падают на землю под более острым углом, и освещаемая ими поверхность получает мало света и тепла. Ближе к экватору лучи падают отвесно или почти отвесно, поверхность получает больше тепла.
(Напечатано и раздаётся желающим )