Конспект урока по Географии «Распространение организмов»

Распространение организмов.


Цели урока: —сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном распространении на земной поверхности..

Оборудование: Видеофильм «Планета Земля», Зоогеографическая карта 1101060150 0.4


Ход урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Объявление оценок за контрольную работу. Работа над ошибками.

III. Изучение нового материала.

Опорные знания и умения учащихся, уровень которых учитель должен определить перед рассмотрением темы урока:

1. Разнообразие растений и животных (курс природоведения, 5 класс).

2. Растения, фотосинтез (курс биологии, 6 класс).

Разнообразие организмов.

РАСТЕНИЯ

Форма строения культурные дикорастущие


деревья кустарники травы водоросли

-Классификация животных:

Тип класс отряд род семейство и т.д.

Распространение живых организмов.

Живые организмы распространены в биосфере крайне неравномерно. Наибольшая их концентрация наблюдается на поверхности суши (включая почву и приземные слои атмосферы), поверхностных слоях Мирового океана, а также на его дне в мелководной части.

Все это- зоны контакта между литосферой, атмосферой и гидросферой.

Вопрос о неравномерности распространения организмов следует рассмотреть в двух аспектах:

  1. На суше биомасса в целолм увеличивается от полюсов к экватору, в этом же направлении возрастает и количество видов растений и животных.

  2. Распространение организмов по вертикали. Для этого учащиеся анализируют рисунок 102.

Неравномерное распространение растений и животных на суше. Больше всего растений и животных обитает у земной поверхности. Это поверхность суши и воздух над ней до высоты около 150 м, почва, поверхностные воды Океана и его дно на небольших глубинах, куда проникает солнечный свет (рис. 95 Область максимально-: распространения организмов -■ Земле). Микроорганизмы обнаружены даже в стратосфере, в буровых скважинах на глубине 4,5 км.

На суше распространение растений и животных зависит от климата (приведите примеры разнообразия климата). Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов (рис. 96). Познакомимся с ним на примере лесов приэкваторной части Амазонской низменности (покажите ее на карте полушарий). Климат здесь жаркий и влажный. Температура воздуха не опускается ниже 25 С, годовое количество осадков превышает 2000 мм, и выпадают они весь год. Деревья в этих лесах не сбрасывают всю листву одновременно, как бывает осенью в лесах умеренного климата, а меняют ее постепенно. Поэтому лес всегда зеленый, всегда в нем что-то цветет и зреют плоды. Кроны деревьев смыкаются, образуя сплошной зеленый полог. Под кронами влажно, душно. По стволам вьются, перекидываясь с дерева на дерево, похожие на змей лианы. Стволы и даже листья деревьев буквально облеплены растениями, которые впитывают влагу из воздуха. Среди них много папоротников и красиво цветущих орхидей.

Большинство животных влажных тропических лесов обитают в кронах деревьев. Много обезьян. Лес кишит летучими мышами, ящерицами, змеями. В реках живут крокодилы. Среди птиц много попугаев. Обилие насекомых — бабочек, жуков, муравьев.

Там, где тепла достаточно, но очень мало влаги, мир растений и животных не может быть богатым, там пустыни (рис. 97 учебника). Величайшая на Земле пустыня — Сахара. В Сахаре отмечена самая высокая на Земле температура воздуха 58 °С. Осадков меньше 50 мм в год, местами они выпадают раз в несколько лет. Каменистые участки пустыни кажутся безжизненными. В песчаных пустынях растут колючие кустарники, стелющиеся растения с очень мелкими листочками, испаряющими мало влаги. Многие растения существуют только благодаря длинным корням, забирающим воду с глубины более 10 м, некоторые растут, цветут и плодоносят только тогда, когда выпадают редкие дожди. Животные пустыни д.б выносливыми обходиться длительное время без воды и питаться колючками (верблюд).

Распространение растений и животных в Океане.

Среди растении преобладают водоросли. Они погружены в воду и поглощают из нее питательные вещества всей своей поверхностью. Корни им не нужны. Одни прикрепляются ко дну, другие свободно плавают. Некоторые достигают длины 60 м, а другие крошечные.

Крупные океанские животные свободно плавающие, легко преодолевающие большие расстояния. Это тюлени, каланы, дельфины, киты. Есть животные, обитающие у дна (ракообразные, моллюски, черви), есть прикрепленные ко дну (кораллы, губки).

Распространение организмов зависит -от поступления солнечного света

-перемещения воды, переносящей О2 и питательные вещества.

Планктон (в переводе с греческого- «блуждающий»)- мелкий растений и животных, неспособных противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния. Это диатомеи, икра рыб, черви, рачки, креветки, медузы. Там, где планктон там и рыбы.

IV. Закрепление материала.

1.Учащиеся приводят примеры влияния человека на распространение организмов.

2. Каков мир животных и растений вашей местности?


V. Домашнее задание. Параграф 45, ответы на вопросы на стр.165

Свежие документы:  Формирование универсальных учебных действий в курсе «География России»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: