Урок географии в 8 классе
по теме «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»
Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа, применение кейсов (кейс-технологии).
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация.
Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.
Цели и задачи урока:
Личностные:
Воспитание любви и уважения к Отечеству;
Формирование коммуникативной компетентности;
Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
Формирование умения работать индивидуально и в группе;
Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Предметные:
Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны,
Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
Формировать значимость охраны окружающей среды;
Овладение основами картографической грамотности.
Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:
Крупные озёра и их происхождение;
Зависимость размещения озер;
Причины образования болот и их роль в природе;
Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны научиться:
Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
Наносить на контурную карту разные виды озёр России;
Определять основные районы распространения болот.
Структура урока:
Этап мотивации.
Проверка ранее изученного материала.
Изучение нового материала.
Работа с кейсами.
Практическая часть.
Проблемное поле
Рефлексия
Выставление оценок. Домашнее задание.
Х о д у р о к а.
Применение ЭОР | Действие учителя | Действия обучающихся | |
|
(просмотр видеофрагмента «Внутренние воды»)
| Учитель. Здравствуйте, ребята! Вашему вниманию предлагается видеофрагмент, посмотрев который вы должны будете сформулировать тему нашего урока.
Учитель. Почему вы так думаете? Вспомните, что относится к внутренним водам?
| Ответ учащихся: Внутренние воды. (ответы детей). Ответ учащихся: реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы. |
II. Проверка ранее изученного материала.
| Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ):
Слайд с заполненной схемой |
— Что определяют по уклону и падению реки? — Как разделяются реки по режиму питания? — Какой режим питания имеют реки, протекающие по Европейской части России в Волгоградской области?
— Назовите причину весеннего половодья в Европейской части России в Волгоградской области?
-А на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?
Организация индивидуальной работы по схеме. Учитель. Определите соответствие терминов объектам.
Организация работы в прах по проверке выполненной схемы.
| Фронтальная работа. Исток– начало реки. Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку. Речная система – главная река с притоками. Бассейн реки – местность, с которой река получает питание. Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах. Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах) Ответ учащихся: скорость течения
Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем. Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега. Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди. (учащиеся на готовых бланках расставляют цифры, соответствующие данным объектам) СХЕМА РЕКИ Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки).
|
III. Изучение нового материала.
|
Мотивация обучающихся
Технологическая карта
Презентация слайд № | Учитель. Мы продолжаем изучение раздела «Разнообразие внутренних вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено? Дайте определение ОЗЕРО- это…
Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России». — Давайте вспомним, какие бывают озёра? Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое — бессточным? рисунок А рисунок В
Учитель. Почему вы так считаете?
Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные? Учитель. Найдите на картах атласа озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?
| Ответ учащихся: озеро. Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой . Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные. Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное
Ответ учащихся: рисунок А — река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное; рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает. Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются. Ответ учащихся: Сточное — Байкал; бессточное — Каспийское.
|
IV. Работа с кейсами.
| Постановка проблемы | Учитель. Ребята, нам необходимо разделиться на 2 группы. Каждый в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопрос к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группе и ответить на свой вопрос. Рекомендации по работе с кейсом. 1. Прочитайте внимательно кейс. 2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь. 3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса. 4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника П.30, с. 225 5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.
Учитель. Итак, ребята, мы узнали о экологической проблеме и установили пути решения самого глубокого озера мира Байкал.
Учитель. Ребята, а в этой работе мы познакомились с многообразие озер и их влиянием на компоненты природы. | 1 кейс. На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона. Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты. В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру. Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу. Вопросы к кейсу.
2 кейс. По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф. Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным. Вопросы к кейсу. Работа по подгруппам
4. Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? (Меняют микроклимат, способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.) Обсуждения в группах, ответы на вопросы. |
Физпауза.
|
|
|
|
V. Практическая часть.
| На презентации появляются стрелки с названием озер
Работа с контурными картами.
Межпредметные связи.
Работа с контурными картами.
|
Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?
Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны? Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними? Учитель. Расставьте указанные озера на контурной карте.
|
Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон. Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко). Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое «Ледовое побоище», в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена. Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.
|
VI. Проблемное поле
| Работа в группах
| Учитель. 1 группа — Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот? (технологическая карта). 2 группа — Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования? (технологическая карта). 3 группа — Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования? (технологическая карта). 4 группа — Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования? (технологическая карта) Учитель. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сохранить красоту и чистоту этого места?
| Ответ учащихся: Болота — это переувлажненные участки местности. Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.
Ответ учащихся: Водные ресурсы земли и отдельных государств – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.
|
VII. Рефлексия
| Презентация слайд № | Учитель. Ребята, как вы думаете — знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни? Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока? Благодарю вас за хорошую работу на уроке. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):
|
VIII. Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.
|
|
|
|
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1.Озёра – это ___________________________________________________________________
2.
3.
4.
3. Найдите указанные озёра в атласе и подпишите на контурной карте.
1.оз. Чудское 2. оз. Байкал 4. оз. Баскунчак 5. оз. Эльтон
6. оз. Ладожское 7. оз. Каспийское.
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот?
Болото – это ________________________________________________________________
2.
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования?
Подземные воды – это ________________________________________________________________
2.
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования?
Ледники – это ________________________________________________________________
2.
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования?
Вечная мерзлота – это ________________________________________________________________
2.
Проверка ранее изученного материала
Ф.И. учащегося ______________________________________
Задание 1. Расставьте обозначения(цифры) соответствующие схеме.
1 – исток ; 2 – устье ; 3 – верховье; 4 – среднее течение;
5 – низовье реки; 6,7 – правые притоки; 8 – левый приток; 9 – речная система.
Задание 2. Определите падение и уклон реки Лена, если известно высота истока – 1000м.,высота устья – 0 м, а длина реки 4400км.
1 кейс.
На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.
Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.
В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.
Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.
Вопросы к кейсу.
Работа по подгруппам
Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало?
Какая река берет начало из озера Байкал?
Сформулируйте проблему.
Пути решения проблемы.
2 кейс.
По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.
Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.
Вопросы к кейсу.
Работа по подгруппам
Какие озера бывают по происхождению?
Что влияет на размещение озер?
Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет?
Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы?