МБОУ ООШ с.Аришка
Никольский район, Пензенская область
Павлова Л.В.
высшая категория
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах, особенностях питания и режиме; продолжить формирование умений работать с географической картой – определять местонахождение некоторых крупнейших рек Земли, составлять описание географического объекта – реки.
воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, учить беречь эти природные богатства, разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.
развивающая: развивать мышление учащихся, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Оборудование: физические карты полушарий и России, настенная контурная карта, картины, макеты, таблицы, схемы, книги, слайды, план описание ГП реки.
Тип урока: объяснение нового материала.
Термины и понятия: река, горная река, равнинная река, русло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, речная система, пороги, водопад,
Географические объекты: реки – Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш; водопады – Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие. Контроль подготовки к уроку учащихся и класса.
2. Новый материал. Ребята я сейчас прочитаю стихотворение В. Павлинова, а вы внимательно послушайте
Река, из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
Вы уже поняли, что тема урока… “Река”. Итак, открываем тетради, записываем тему. Давайте попробуем поставить перед собой задачи урока: чему мы будем учиться? (Учащиеся высказывают свои мнения).
Слайд 2
Обратите внимание на картины художников А.М. Васнецова “Северный край”, «Кама» И.И.Левитана “Большая вода”,
Аполлинарий Михайлович Васнецов страстно любил природу. И не просто любил, а прямо таки обожествлял. Особое величие исходит от панорамы полноводной могучей реки с гористыми берегами, заросшими хвойным и лиственным лесом. В предрассветный час холодной осени застыла природа, ожидая солнца. Сошли, поднялись туманы, обнажив далекие просторы реки и противоположный гористый берег. Уже загорелись багровыми отблесками от далеко встающего солнца облака. Студеная нахмурившаяся Кама будто и не движет свои сонные воды. Огромная мощь чувствуется и во внешней застылости всего, и в торжественной тишине, которая царит в картине.
-Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк “Чуден Днепр при тихой погоде…”, “Редкая птица долетит до середины Днепра…” Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.
— Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река (дети дают свои определения). Давайте сверим свои определения с тем, что написано в тексте учебника (работа с учебником: поиск определения, зачитывание вслух, сравнение).
Слайд 3-8
Посмотрите внимательно в текст учебника и попробуйте назвать основные составные части реки (дети называют: исток, устье, русло, приток; зачитывают вслух и записывают в тетрадь новые термины и их определения; по ходу части реки показываются на макете реки и в тетради чертится схема).
-Давайте еще раз обратимся к тексту учебника и выясним, какие виды устьев существуют?
Слайд 9
(Эстуарий, дельта – учащиеся зачитывают слух определения)
-Откройте в атласах физическую карту РФ и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии (запись в тетрадь делается в виде схемы)
Мы с вами почти ответили на вопрос : что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать:
— Где берет начало главная река? (В озере)
— Где берет начало приток? (В горах — ледники)
— Где еще могут брать начало притоки? (В болоте, роднике)
— Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота. Сколько всего притоков получилось (Три). Как их будем различать? (Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки). Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева – то левый). Правильно!
На доску вывешивается таблица:
Название реки | Длина, км | Материк | Притоки |
Нил (с Кагерой) Миссисипи (с Миссури) Амазонка (с Мараньоном) Янцзы Обь (с Иртышом) Хуанхэ Меконг Амур (с Аргунью) Лена Парана Конго | 6671 6420 6400 5800 5410 4845 4500 4440 4400 4380 4320 | Африка Северная Америка Южная Америка Евразия Евразия Евразия Евразия Евразия Евразия Южная Америка Африка | Голубой Нил, Атбара, Огайо Укаяли, Журуа, Мадейра Ялунцзян Ишим Хуайхэ Сан, Конг Уссури, Зея, Бурея Алдан, Вилюй Парагвай Луалаба, Касай |
—
Используя карту РФ, описать р. Обь (коллективная работа)
по плану:
1. Главная река
2. Исток, устье главной реки
3. Направление течения
4. Притоки (левые и правые, I и II порядка)
Учитель приводит примеры и демонстрирует на карте речную систему Волги, бассейн Оби, Уральские горы как водораздел)
Слайд 10-12
Посмотрите внимательно на эти две картины (учитель показывает две картины, на одной из которых изображена равнинная река, на другой — горная). Назовите, что изображено на картинах и какой их главный отличительный признак (реки; горные, равнинные). Какие вы можете дать характеристики этим рекам? (У горных рек быстрое течение, долины рек узкие, реки неглубокие. У равнинных рек течение спокойное, долины широкие, реки глубокие). Правильно! Молодцы!
Практическая работа: «Определение характера течения реки»
А теперь вновь обратимся к нашим картинам! (Учитель показывает слайды величайших водопадов и порогов; дети определяют, что это, чем отличаются водопады от порогов, выдвигают свои определения, затем ищут в тексте учебника определения этих понятий, сравнивают со своими, делают выводы. Учащиеся пишут определения в тетрадь. Два ученика (заранее подготовившие сообщения) читают сообщения о водопадах Анхель и Ниагарский (1-3 минуты ).
Давайте посмотрим еще раз текст учебника и выясним, какой вопрос мы еще не рассмотрели? Правильно, это питание рек. Прочитайте самостоятельно пункт 4 нашего параграфа и составьте кластер в тетради “Питание реки”. (Дети читают и составляют в тетради кластер “Питание реки”, указав в виде рисунка виды питании: дождь; талые воды снега, льда; подземные воды, указав примеры)
(Проверка творческого задания, прослушать 2-3 произведения – стихотворения о реках).
3. Закрепление изученного материала.
Географический диктант» Верно (+) -Неверно(-)»
1. Начало реки — это устье
2. Река со всеми притоками — речная система
3. Место, с которого появляется постоянное течение воды в русле — это исток
4. Самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды — приток
5. Форма устья Волги — Дельта
Вставьте пропущенные слова:
6. Спокойное течение, извилистое русло, широкая долина, пригодная для судоходства — это … река
7. Бурное течение, не образует больших извилин, узкая долина — это … река
5.2 Самопроверка в парах
Ответы:
1. —
2. +
3. +
4. —
5. +
6. равнинная
7. горная
4. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Чему научились? (Учащиеся высказывают свои мысли). Оценки, их комментирование.
Задание на дом. § 44. Выберите понравившуюся одну картинку, которую мы использовали на уроке и напишите сочинение-миниатюру по ней. Тему можно придумать свою собственную. Вы можете использовать как художественное, так и научное описание картинки. (Опережающее задание: подготовить картинки с изображением разного типа озер)
Рефлексия: уходя, поставьте на листе бумаги, который висит на доске, восклицательный знак напротив той мимики, которая вам сейчас больше подходит по состоянию души, выразив тем самым, понравился вам урок или нет.