Никитина Ю.Ю., учитель географии МКОУ «КСОШ №2», п. Куркино, Тульской области.
Тема: Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования.
Реки Тульской области.
Цели:
Образовательная:
Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке — как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации презентации «Реки»;
Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.
Познакомить учащихся с реками Тульской области (п. Куркино).
Развивающая:
Продолжить формирование:
умений и навыков работы с физической и контурной картами;
умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.
Воспитательная:
Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с презентацией, анализ картин и т.п.) учащимися.
Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, своего края на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе .
Оборудование:
Карта полушарий, атлас, контурная карта, физическая карта России, презентация PowerPoint «Реки», OMS-модуль «Реки. Практикум».
Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, исток, устье, водораздел, бассейн реки, речная система.
Тип урока по дидактическим целям:
Урок изучения нового материала
Тип урока по характеру познавательной деятельности:
Не проблемный.
Урок проводится в компьютерном классе.
Методы:
-частично-поисковый;
-репродуктивный;
-исследовательский.
Методическая литература:
Герасимова Т.П. Календарно-тематическое планирование по географии . начальный курс . 6 класс. –М. Просвещение, 2003.
Т.П.Герасимова. Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии- М.: Дрофа, 2009
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.: «ВАКО», 2010
Время | Деятельность учителя/метод. | Деятельность учащихся. |
| Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе. -На предыдущем уроке мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. -Что мы знаем о водах суши? -Что такое межпластовые воды? -Что такое минеральные воды? -Где на территории Тульской области есть источники минеральной воды? Карточка №1. 1.Место выхода грунтовых вод на поверхность называется ___________. 2.Подземные воды с растворенными в них солями и газами называются ______. 3.Пласт горных пород, в котором накапливаются подземные воды, называется ________________. Карточка №2. 1.Пласт горных пород, не пропускающий воду, называется ______________. 2.Подземные воды, находящиеся между двумя водоупорными пластами, называются ______________. 3.Горячие подземные воды называются ______________. Вы знаете… Вода- чудесный дар природы! Она вокруг, куда ты не взгляни: В снегу, в болотах, ледниках, озёрах, И бьёт ключом на дне реки. Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши). Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку: «Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью спать ложусь? Не конь, а бежит, Не лес, а шумит?» Вы уже поняли, ребята, что тема урока… Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система». Учитель записывает тему урока на доске. Ребята! В природе давно отмечает народ Из множества фактов такой: Из родника вытекает ручей- водоток, Становясь величавой рекой. Вода устремляет свой путь никуда, По руслу, всё время в потоке. А что же такое, ребята, река – Ответим на нашем уроке. Сегодня на уроке мы: — узнаем, что такое река. — научимся находить на карте исток, русло, устье реки. — узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы. — Научимся определять длину реки и направление течения по карте. — Кто из вас видел реку? — А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру? -Что такое река? Запишите определение с учебника в тетради. Выделим ключевые слова в определения. Река— это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем. Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой. Учитель рисует на доске.
И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки. Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить. — Вы знаете, как называется начало реки? Кто из вас видел в природе исток У ручья, у реки может быть? Исток- это место, где ручей-водоток Только что начинает жить! — Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река? Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает. Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке. Запишите определение понятия «исток» в тетради. Исток- начало реки. — А что еще может служить истоком рек? Всё правильно! Например, Волга — величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги». Учитель показывает исток реки на карте: Вот от сюда. именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо – Русская великая река. Н.Палькин. — Вернёмся к определению реки, где протекает водоток? Учитель прикрепляет таблицу: «Русло». У реки выделяют устье. — Кто из вас видел устье? — А что это такое? Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье. Демонстрирует репродукции картин и читает текст: Устье, ребята, это место, куда, Впадает ручей-караван. Это может быть море, другая река, Это может быть весь океан. Существуют различные виды устьев. Демонстрирует схемы: Эстуарии — воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря. Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло. Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Схема: Устье Дельта Эстуарии Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку! Правильно! Дополним рисунок термином «Приток». — Как мы определим, какой левый приток, а какой правый? — Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них? -Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система». Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой? На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира. Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел». Запишите определения этих понятий в тетради. — Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»? В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»? -Ребята, а какие типы рек вы знаете? -Равнинные. -Горные. -Как вы думаете чем отличаются горные реки от равнинных? — Ребята на горных реках образуются водопады. (Учитель дает информацию о водопадах , порогах). — Ребята, а как вы считаете на территории нашего района какие типы рек протекают? — Ребята, а как реки пополняются? р. Дон Дон (у древних греков Гиргис, Танаис, Тан река в Европейской части России. По площади водосбора, равной 422 тыс. км², в Европе уступает только Волге, Днепру и Дунаю. Длина реки — 1870 км. Исток Дона расположен в г. Новомосковск. Устье и дельта Дона — Таганрогский залив Азовского моря. На юго-востоке Тульской области протекают его правые притоки – Непрядва и Красивая Меча. ПРАКТИКУМ. 1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы? 2. Найдите на Физической карте России р.Волга. Давайте вместе опишем речную систему по плану:
— Ребята, а как мы используем реки? — Какой вред мы причиняем рекам? 1 этап. Работа в кк. Задание: отметить крупнейшие реки мира. ПРАКТИКУМ. -А как можно определить длину реки? Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек: 1 вариант — р. Обь. 2 вариант — р. Енисей. 2 этап. Тестирование по теме «Реки». (ОМS-модуль). (индивидуальный подход к учащимся, так как задание рассчитано на ученика, владеющего знаниями пользования ПК). 1.Что такое река? 2. Какие типы рек вы знаете? 3. Какой тип питания имеют реки? 4. Что такое исток, устье реки? 5. Самый высокий водопад в мире? 6. Что такое речная система? Записывает задание на доске. $30 (1 пункт). Составить описание реки Амазонка. по плану в учебнике с.94
| Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на карточки. Конкретизируют ответы примерами. Река. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Дети дают свои определение. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника. Ребята выделяют слова. Учащиеся рисуют в тетради. Исток. В роднике. Записывают определение в тетради. Болото, горы, озеро. В углублении- русле. Выполняют работу. Схема: дельта эстуарии Лена Енисей Волга Св.Лаврентия Миссисипи Притоки. Выдвигаются варианты. (Левый и правый) Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева- то левый. Читают определение в учебнике: Совокупность главной реки и её притоков. Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури. Читают текст учебника. Записывают определения в тетради. Бассейн реки — площадь, с которой река собирает воду. Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек Речная система- черта- длина. Бассейн-площадь. Ребята делают вывод о сходстве и различиях рек. Отмечают необходимое себе в тетрадь. Учащиеся слушают учителя и записывают определение «водопад» в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся знакомятся с понятием «питание реки» Учащиеся слушают учителя и записывают информацию.
Учащиеся выполняют работу по слайду презентации. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. С помощью линейки, нитки. = 4250км =3000км. Учащиеся выполняют задание на ПК, листочках (для слабых учащихся). Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради. |