Конспект урока по Географии «Рельеф и полезные ископаемые Африки» 7 класс

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Цель: формирование у учащихся представлений о тектоническом , рельефе, полезных ископаемых материка.

Задачи:

— познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки,

— выявить и объяснить закономерности размещения форм рельефа,

— продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их,

— развивать знания об особенностях природы Африки.

Планируемый результат:

Учащиеся должны называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых,

объяснять происхождение материка, образование крупных форм рельефа,

прогнозировать, что произойдет с Африканской плитой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться.

Основные термины и понятия: рельеф, плоскогорье, горы, платформа, разлом, вулкан, геосинклиналь.

Оборудование: физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, картины: «В Атласских горах», «Капские горы», «г. Килиманджаро».

План урока

Организационный момент

Фаза вызова

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний учащихся

Фаза осмысления содержания

Самостоятельная работа

Первичная проверка знаний

Рефлексия

Домашнее задание


Организационный момент

Здравствуйте! Доброе ласковое слово

Стерлось на нет в ежедневном привете.

« Здравствуйте» — это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете.

В небытие теперь уходит часто

Известный смысл давно знакомых слов.

Всегда ли мы роняя слово « здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости-здоровья-

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет?

Итак, здравствуйте, ребята! Я поприветствовала вас, вы – меня, а теперь я хочу, чтобы вы поздоровались друг с другом:


Фаза вызова.

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира.

Проверка домашнего задания.

1.« Да-нет»

Географический диктант « Верно ли утверждение?»

  1. Африка – самый большой материк.

  2. Африка расположена во всех четырех полушариях.

  3. На севере Африка омывается Черным морем.

  4. Африку и Евразию разделяет Берингов пролив.

  5. На западе Африка омывается Тихим океаном.

  6. Северная крайняя точка – мыс Игольный.

  7. Самый крупный остров у берегов Африки – остров Сицилия.

  8. Большой вклад в открытие внутренних районов внес Васко да Гама.

  9. В 1926-1927 годах Н.И. Вавилов организовал путешествие в средиземноморские страны Северной Африки.

  10. У юго – восточных берегов проходит Ангольское течение.

Актуализация знаний

2. « Я знаю, что…» ( учащиеся вытягивают карточку со словом и дают ему определение)

1. Рельеф – это…

2. Равнина – это …

3. Горы – это …

4. Платформа – это …

5. Геосинклинали – это…

6. Вулканы – это …

7. Плато – это…

3. « Путаница»

На доске неправильная логическая цепочка.

Платформа –горы –осадочные породы

Равнины – геосинклиналь – магматические породы

Учащимся предлагается восстановить порядок логической цепочки и объяснить её.

Фаза осмысления содержания.

Мотивация к изучению новой темы

1.« Бортовой журнал»

Что я знаю о рельефе и полезных ископаемых Африки

Что я узнал о рельефе и полезных ископаемых Африки





Изучение нового материала

2. « Инсерт»

Работа с учебником параграф 45 стр. 163-164. По ходу чтения простым карандашом на полях учащиеся делают пометки с помощью знаков:

«+»- новая информация,

«-» — думал иначе,

« V»- уже знал,

« ? » — не понял, есть вопросы

3. « Кластер» Работая с « Физической картой Африки» атласа составить кластер « Рельеф Африки.»

Рельеф Африки




Итак, в Африке есть различные формы рельефа: горы, плоскогорья, нагорья На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

А сейчас ребята, давайте определим особенности рельефа Африки.

4. « Лови ошибку»

В северо-западной части материка расположены такие формы рельефа как Драконовы горы, горы Атлас, Эфиопское нагорье. Средняя высота этой части Африки более 1000 метров На юго-востоке расположены Капские горы, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье. Средняя высота этой части материка менее 1000 метров.

Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – влк Килиманджаро – 5895м.


А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

5. « Тонкие и толстые вопросы»

В какой части Северной Африки следует искать этот город?

Чем объясняется эта трагедия?

Назовите высочайшую точку Африки? Почему вулкан Килиманджаро находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

К каким горам по высоте относятся горы Африки? В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Как это можно объяснить

6. « Рекорды Африки» ( Учащиеся возвращаются к своим записям, анализируют и систематизируют размещение полезных ископаемых на материке)

Африка обладает разнообразным комплексом полезных ископаемых, многие из которых представлены богатейшими месторождениями в мире. Дома вы должны были поработать с дополнительным материалом и определить по запасам каких полезных ископаемых Африка лидирует в мире, где залегают эти полезные ископаемые.

Рефлексия.

1. «Письмо по кругу» Каждый ученик записывает по одному предложению по теме урока. В итоге должен получиться мини-рассказ

2.« Бортовой журнал»

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы


Д/ задание: параграф 45, на к/карте отметить главные формы рльефа и полезные ископаемые; индив. задание – вопрос 4 стр.166





Свежие документы:  Флорбол. Передача мяча в парах в движении.Удары по воротам с остановкой мяча, 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: