Конспект урока по географии «Рельеф и полезные ископаемые Африки»










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18





ГЕОГРАФИЯ


Тема: «Рельеф и полезные ископаемые

Африки»









Учитель 1 квалификационной категории

Карпова Татьяна Николаевна













Ковров, 2013



Тема урока:

«Рельеф и полезные ископаемые Африки»


Цели и задачи:


Обучающие:


  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;

  • Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;

  • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;

  • Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.


Развивающие:


  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.


Воспитательные:


  • Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;

  • Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;


Учебно-наглядный комплекс:


  • Физическая карта Африки

  • Картины

  • Слайды


Термины и понятия


  • Рельеф. Платформа.

  • Разлом. Столовая гора.


Географические объекты:


Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

ВЛК: Килиманджаро. Кения.

Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Разлом: Великий Африканский.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок


«Учитель года – 2007»


— Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!

  • Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.

А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.

Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.

Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

Ну что? Начинаем?

На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»


Сегодня мы продолжим

Африка изучать

Прошу Вас, сегодня,

Хорошо отвечать!


  1. Проверка домашнего задания.

  • Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)

Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.

— Итак! Начали! Мыс Игольный…

Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.

— Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».

— Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.

Кто может предположить, почему именно такая банка?

Ответы учащихся:

— Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.


— Эфиопское нагорье?

— А что это? – форма рельефа.

— А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».


— Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.


– Кто может предположить или уже догадаться

— Какая тема сегодняшнего урока?

— Посмотрите на доску, подумайте

— О чем мы должны сегодня говорить.

Тема урока на доске закрыта.

После ответов учеников открываем тем урока

Записанную на доске.


Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.


— Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.

  • Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.

  • Узнать о формах рельефа Африки и их названии.


— Что мы понимаем под словом «рельеф»?

— Как на физических картах изображается рельеф?

— Как по карте можно определить высоту места?


  • А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.

Африка

Гондвана

Пангея

Гондвана

Пангея



Равнинный рельеф

Древнейшая платформа




  • Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»


Пангея

Гондвана

Африка

Древнейшая платформа

Равнинный рельеф

Древнейшая платформа

Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)













А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.

Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.


  • Посмотрите на физическую карту Африки.

  • Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)

  • Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)

  • Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.

  • На севере и западе < 1000м

  • На востоке и юге > 1000м

  • Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).

  • Хорошо! Правильно!

  • Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?


На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»


1 ряд – низменности

2 ряд – возвышенности

3 ряд – горы


  • Молодцы! Всем спасибо!


  • Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.

  • А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.

Слайд № 3 –Восточная Африка.


  • На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

Слайд № 4 — гористая местность Северо-западной Африки.


  • На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы


  • А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»


Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную

высокую – юго-восточную


Особенности рельефа Африки



Северо-западная Юго-восточная

Средняя высота 1000м


Формы рельефа


Г. Атлас – г.Тубкаль Восточно-африканское плоскогорье

Нагорья Ахаггар Эфиопское нагорье

Тибести Драконовые горы

Капские горы

Вяк Килиманджаро — 5895




  • Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.

Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро


  • А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.


— Ребята! К вам вопрос!

— В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!


  • Можно посмотреть в атлас «Строение земной коры»

Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

  • А сейчас

Слушайте внимательно

Объяснение мое

Было бы желательно

Чтоб вы запомнили все


Слайд № 12 – «Столовая игра»

— Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

— Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»

— Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.

Еще раз найдите их на карте и назовите — Капские Драконовы

Покажите у карты.


  • Теперь открываем учебник §25, ср. 114.

Какие процессы влияют на разрушении гор?

  • Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.

  • (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

Слайд № 7 – схема африканских разломов.


  • Ребята, а сейчас мы проведем

Брейн сторминг — вы все вместе обсудите.


Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?


Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.

Время обсуждения 1 мин.

Время пошло…

Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.

Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.


Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?


  • Африка – богатейший материк по разнообразным полезным ископаемым.

Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?


Магматические и Осадочные.


Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

  • Нефть

  • Газ

  • Уголь к доске прикрепляются значки

  • Железная руда полезных ископаемых

  • Медная руда

  • Золото

  • Алмазы


  • Вот и к концу подходит урок

Нам пора подводить итог!


  • Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.

Время выполнения – 2 минуты

Берем в руки ручки и начали.

  • А теперь проверяем!

Критерий оценки внизу листка.

Кто допустил:

1-2 ошибки

3-4 ошибки


Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.


  • У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?

  • А у меня к вам есть!

Что понравилось?

Что нет?

Интересно было?


Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.

Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!


Но вернемся к целям урока:


  1. об этом мы вспомнили.

  2. с этим познакомились.

  3. об этом узнали.


Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.

Откроем дневники:

  1. § 25

  2. В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.

  3. И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.

А сейчас сюрприз

На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Программирование на языке QBasic. Символьные величины"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: