10 класс Урок географии
Тема: Сельское население. Население и окружающая среда.
Цель: сформировать знания об особенностях сельского населения, показать связь населения с окружающей средой, развивать умения анализировать причины ухудшения экологической ситуации, связанной с ростом городов и населения.
Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Орг. момент
Актуализация опорных знаний и умений
Блиц опрос
Что такое урбанизация? Три характерные черты урбанизации.
Что называется городской агломерацией? Приведите примеры крупнейших агломераций мира?
Мегалополис – это? Примеры крупнейших мегалополисов мира?
Дайте определение субурбанизации и геоурбанистике?
Изучение нового материала
Сельские поселения – населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений.
К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности.
Существует 2 главные формы сельского расселения:
Групповая (деревенская) преобладает в России, Зарубежной Европе, Китае, Японии
Рассеянная (фермерская) — наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, Северной Европе.
Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.
Основные виды сельских поселений:
Деревня. 2. Село. 3. Фазенда. 4. Ранчо. 5.Ферма. 6. Поселки. 7. Аулы и др.
Деревня — русское название сельского населённого пункта с несколькими десятками домов. Большими обычно считаются деревни с 30 и более дворами.
Село — один из видов населённых пунктов России, а также Украины, Казахстана, Молдавии, Болгарии, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам.
Фазенда – это крупное поместье в Бразилии, земледельческое или скотоводческое. На территории фазенды размещались: дом хозяина (часто с колоннами и открытыми большими балконами), церковь, постройки для рабов и др.
Ранчо – это один из наиболее распространённых методов ведения сельского хозяйства, получивший широкое распространение в странах Западного полушария в ходе колонизации Америки выходцами с европейского континента. В США и Канаде под ранчо обычно подразумевается любая ферма, расположенная в сельской местности. Так или иначе, основная экономическая специализация ранчо — скотоводство, в первую очередь крупный рогатый скот. Этим ранчо отличается от плантаций, основной специализацией которых является растениеводство (бананы, сахарный тростник, хлопок и т. д.).
Ферма — частное сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции.
Посёлок — небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города, основного селения, возникший преимущественно выделением от основного населенного пункта (дачный посёлок, курортный посёлок), либо возникший вокруг железнодорожной станции, фабрики, завода и т.д. (рабочий посёлок: станционный посёлок, фабричный посёлок, посёлок золотодобытчиков и др.)
Аул – это традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт.
В настоящее время население всё больше определяется географией городов.
Земля постепенно превращается в планету городов.
Рост городов и городского населения приводит к изменениям окружающей среды, нарушению экологического равновесия в мире.Большие города, городские агломерации оказывают сильное воздействие на окружающую среду. Особенно остро стоит вопрос в развивающихся странах, где происходит рост городов, а средств не хватает для перехода к малоотходным технологиям, строительства очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов.
Итог урока
География населения делится на 2 направления:
Геодемографическое Собственно географическое
Георбанистика – наука, изучающая основные исторические этапы развития городов, особенности современного процесса урбанизации.
Домашнее задание
§ 4 читать, пересказывать, стр. 95-96 ответить письменно на вопросы 4, 8, 9, 11, повторить термины, номенклатуру.