Конспект урока по географии «Сходства и различия природы материков Северного полушария» 7 класс

Тема: Сходства и различия природы материков Северного полушария.

Цель: Формирование знаний о природе материков Северного полушария

Задачи:

Образовательные:

Дальнейшие развитие и углубление знаний учащихся об общих географических понятиях (фьордовые берега, горный пояс)

Закрепление ранее полученных знаний о природе материков Северного полушария.

Развивающие: Продолжить работу по формированию навыков работы с картами атласа и учебника.

Воспитательные: Объяснить значение знаний о природе материков.

Оборудование: Учебник 7 класс, физическая карта Мира, климатическая карта Мира.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Традиционный

Методы обучения: Устное изложение материала, наглядные методы

Литература: Учебник 7 класс «География. Материки и океаны» Бейсенова А. С., методическое руководство «География. Материки и океаны» С. Абилмажинова.


План урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

2 мин


Изучение нового материала

(35 мин)




Запись темы на доске



















































































































Закрепление и повторение изученного материала

(6 мин)




Запись д/з

(2 мин)




«здравствуйте, садитесь».

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению новой темы «сходства и различия природы материков Северного полушария».

Вы знаете, что суша и Мировой океан на земном шаре занимают различную площадь территории. В Северном полушарии большую часть площади занимают материки Евразия и северная Америка, развивавшиеся длительное геологическое время в составе единого континента Лавразия.

Географическое положение. Основное сходство в географическом положении этих двух материков – их расположение между Арктикой на севере и экватором на юге.

Давайте посмотрим на карту и скажем, какие природные зоны располагаются на материках Северного полушария? (представлен полный набор природных компонентов).

Особое большое влияние на формирование природных условий северных побережий материков оказывает Северный Ледовитый океан.

Посмотрите на карту, и скажи, в каком направлении эти материки имеют наибольшую протяженность? (Евразия с запада на восток, Северная Америка с севера на юг)

Также материки Евразия и Северная Америка отличаются и по форме, и по географическому положению. Мы сказали, что Евразия намного протяженнее с запада на восток, и южная часть материка простирается до южного субэкваториального пояса. А северная часть материка С.Америка смещена в сторону Северного полюса. Материк к югу резко сужается и соединяется с Ю.Америкой.

Эти различия формируют характерные особенности природных условий двух материков.

Рельеф.

И Евразия и С.Америка отличаются сложностью рельефа. Наибольшую часть их территории занимают обширные равнины, соответствующие древним платформам. В основном они расположены на севере материков.

Отличие между ними заключается в том, что С.Америка расположена на одной платформе, а Евразия состоит из нескольких платформ. Между которыми находятся горные системы различного возраста. Поэтому рельеф Евразии более сложен по сравнению с рельефом С.Америки. В С.Америки горы располагаются на окраине материка, самая крупная и протяженная система С.Америки – Кордильеры

(9000 км) – простираются в субмеридиональном направлении на западе материка.

Крупнейшие горы на юге Евразии располагаются в широтном направлении, образуя Альпийско-Гималайский горный пояс.

При сравнении гор на востоке материков, мы можем заметить разницу в их высоте, так на востоке С.Америки лежат невысокие горы Аппалачи, а восток Евразии окаймлен высокими горами. Но при этом в Кордильерах, расположенных на пограничных зонах литосферных плит, и горных системах на востоке Евразии сконцентрированы действующие вулканы и наблюдаются разрушительные землетрясения.

Ледниковый покров.

Материковое (покровное) оледенение наступило в антропогенном периоде кайнозойской эры и отступило 10-15 тыс. лет тому назад. При этом поверхность равнин на севере подвергалась пригибанию и разломам.

Поэтому, на обоих материках широко распространены Фьордовые берега, сильно изрезанные покровным оледенением.

Откройте стр. 60 ваших учебников, перед вами карта «Покровное оледенение материков Северного полушария».

Ледниковый покров, толщина которого в С.Америке достигла приблизительно 3000 м, охватил северную часть материка до 40 с.ш., на Евразии такое сплошное оледенение мы можем наблюдать только на северо-западе материка, но при этом и в центре материка и на северо-востоке оледенение формируется на вершинах крупных горных систем. В результате постепенного потепления климата многие ледники растаяли и в настоящее время сохранились лишь на северных островах.

Ледники сформировали тысячи озерных котловин и речных долин, уничтожили почвенный слой, многие виды теплолюбивых растений и животных. Широколиственные леса, занимавшие до оледенения обширную территорию, отступили к югу, а крупные животные – мамонты, туры и шерстистые носороги – исчезли совсем. После оледенения изменились климатические условия двух материков и сформировались характерные особенности для каждого из них.

Климат и природные зоны.

В Евразии и С.Америке схожи нынешние природные условия и расположение природных зон. Практически не отличаются почвенно-растительный покров и животный мир тундры, лесотундры и лесной зоны. Однако к югу различия между климатическими поясами и зонами увеличиваются. Например, такие растения, как секвойя, болотный кипарис, кактус, алоэ, произрастающие в С.Америке, не растут в Евразии. А тигры, обитающие в густых лесных зарослях вдоль рек, джейраны и антилопы, широко распространенные в степях Евразии, яки в Тибете и на Памире, совсем не встречаются в С.Америке.

Однако в целом, в природе материков Северного полушария много схожих признаков. Это объясняется общностью истории формирования земной коры, длительным развитием природы, сходством географического положения.

Давайте, вспомним и еще раз повторим сходства и различия материков Северного полушария.

  1. географическое положение?

  2. рельеф?

  3. Ледниковый покров?

  4. климат и природные зоны?


Есть вопросы по пройденной теме, если нет, то записываем д/з: прочитать параграф 13, ответить на вопросы в конце параграфа. Урок закончен. До свидания.



Приготовление к уроку: учебник 7 класс, рабочая тетрадь, ручка.




Запись темы в тетрадь




Отвечают на вопрос








Отвечают на вопрос








































Отвечают на поставленный вопрос



























































Отвечают на вопросы







Записывают д/з






Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Внутренние воды"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: