Урок природоведения в 5 классе
Окно в природу.
Тема урока: «Синица-лазоревка»
Цели:
1. Сформировать представления о жизни синицы -лазоревки
2. Развитие и коррекция мышления и его операционной стороны (анализа, сравнения, классификация) через выполнение специально подобранных упражнений на базе учебного материала.
Упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сравнивать и классифицировать объекты
Организовать мультисенсорное восприятие объектов через применение ТСО
Корригировать эмоционально-волевую сферу учащихся через принятие соревновательности, осуществление рефлексии собственной деятельности. .
3. Формирование элементов научного мировоззрения учащихся, ответственного отношения к учёбе.
Воспитание доброты и милосердия к птицам.
Оборудование: презентация о синицах, видеоролик с записью голоса большой синицы, картины большой синицы и синицы-лазоревки, тестовые задания
Ход урока
1.Орг.момент
*проверка посещаемости, психологический настрой на урок,
*разбор даты, определение состояния погоды на момент начала урока
(на доске записываю число, отмечаю погоду)
2.Проверка домашнего задания
Фронтальная проверка знаний: раздаточный тестовый материал: подчеркни правильный ответ
Движение воздуха вдоль земной поверхности называется
ветер воздух погода
состояние нижних слоев воздуха в определенное время над конкретной территорией это:
— погода -туча -ветер
Ветер, меняющий направление два раза в сутки называется
сюрприз бриз ураган
4. Режим дня это
1) чередование труда и отдыха в определенное время
2) расписание уроков
3) тихий час в обед
5. Движение Земли вокруг своей оси обеспечивает
1) смену дней в неделе
2) ежедневную смену дня и ночи
3) смену времен года
Устный опрос:
*Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответ: Мы изучали тему — Сутки в жизни растений и животных
*Как влияет время суток на растения?
Ответ: растения активно реагируют на смену дня и ночи,
под действием света в растениях образуются вещества
необходимые для развития и роста растений
* На какие два вида условно можно разделить животных по образу жизни?
Ответ: животные делятся на дневных и ночных. Дневные активны
в светлое время суток, ночные — в темное время суток.
* Назовите примеры ночных животных
Ответ: к ночным животным относятся сова, филин.
Летучая мышь
* Расскажите как проявляется суточная активность животных в светлое время суток на примере птиц.
Ответ: Большинство птиц ведет дневной образ жизни,
в это время они поют, кричат. Строят гнезда,
ухаживают за птенцами, защищают свою территорию
Введение в тему:
О ком следующая загадка?
Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий? (Птица)
Отгадайте ещё одну загадку.
Хоть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда,
Кто же я? (Синица)
Гуляя по парку или по лесу вы наверняка встречали больших синиц. Их дегко узнать по желтой грудке (картина большой синицы). По осени они собираются в небольшие стайки и в поисках корма перелетают с дерева на дерево.
Среди этих птиц можно встретить синицу с красивой голубой шапочкой на голове. Это и есть синица — лазоревка (картина лазоревки)
Тема нашего урока: Синица лазоревка.
Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать. Птицы, которые не улетают в дальние края, а зимуют с нами, называются зимующими. Синичка поедает столько корма сколько весит сама.
Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого к ним отношения.
Презентация о СИНИЦАХ.
Физкультминутка
Работа с учебником
стр 40 рис 31 рассмотрите ритсунок. Здесь расписан весенний деь лазоревки.
Скажите к какому виду птиц по образу жизни относится синица-лазоревка?
Ответ: синица-лазоревка относится к дневному виду птиц
Как вы это определили?
Прочитайте первый абзац на стр 40
ВИДЕОРОЛИК с записью голоса синицы-лазоревки
6.Гимнастика для глаз
7.Закрепление темы: рефлексия
Работаем в тетрадях (записываем число , на полях отмечаем погоду — на доске уже отмечена, записываем тему. Строим кроссворд: отгадайте ключевое слово.
(посередине листа тетради по вертикали строим 6 клеток, обводим красным карандашом — получится ключевое слово).
1. от первой клетки влево 1 клетка, вправо 3 клетки
Задание: отгадайте время года:
несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю (осень)
2. от второй клетки влево 3 клетки, вправо 1 клетка.
Задание: чередование труда и отдыха в определенном порядке называется (режим)
3. от третьей клетки влево 1 клетка, вправо 5 клеток
Задание:отгадайте загадку:
красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,с первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
4. от четвертой клетки влево 4 клетки
Задание: время необходимое для полного оборота Земли вокруг своей оси (сутки)
5. от пятой клетки влево 3 клетки, вправо 1 клетка
Задание: отгадайте загадку: кто два раза родился, сначала гладкий, потм мягкий (птица)
6. от шестой клетки влево 3 клетки
Задание: назовите птицу ведущую активный образ жизни в темное время суток: днем спит, ночью летает (сова)
И получилось у нас ключевое слово — СИНИЦА.
* С какими птицами мы познакомились на уроке?
Ответ: мы познакомились с большой синицей и синицей лазоревкой
* Чем отличается синица лазоревка от большой синицы?
Ответ: по окраске оперения
* К какому виду по образу жизни относится лазоревка?
Ответ: дневной образ жизни
* Почему синиц называют зимующими птицами?
Ответ: остаются зимовать, не улетают на юг
* Какие еще вы знаете зимующие птицы?
* Как человек помогает птицам?
8. Подведение итогов урока, домашнее задание стр 39-40 читать, пересказ, ракрасить рисунок
с о е н ь
1.
м и ж е р
н с е г и р ь
и к т у с
ц и т п а
5.
а в о с