Конспект урока по Географии «Система географических координат» 6 класс

Конспект урока.



Учитель: Июнина Татьяна Владимировна

Предмет, класс: география, 6 класс

Тип урока по дидактической цели: урок усвоения новых знаний.

Тип урока по форме проведения: урок-игра.

Тема урока: Система географических координат.

Цель: Формирование представлений о географических координатах географических объектов.

Задачи:

— научить определять географические координаты объектов;

— продолжить формирование умения работы с картой;

— развивать коммуникативные умения;

— воспитывать чувство ответственности;

— подготовиться к практической работе.

Материально-техническое обеспечение: атласы, карта полушарий и физическая карта России, глобус.







1. Организационный момент

Цель: Организация мотивации учащихся на учебную деятельность.

Задача: создание положительного фона для восприятия нового материала.

Метод: репродуктивный (психологический настрой на создание положительного настроения учащихся).



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют требования учителя. Проверяют готовность принадлежностей к уроку. Рассаживаются по парам.


Учащиеся докладывают о готовности к полёту.

Добрый день! Вас приветствует бортовой компьютер космической станции «Земля». Для работы на космической орбите нам потребуется: атлас, учебник, тетрадь, ручка.

Членам экипажа, которые сидят по партам, необходимо будет уметь договариваться между собой, принимать верные решения.

Вы готовы к полёту?

Преподавание предмета осуществляется по учебнику.


География. 6 класс. Под ред. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, М,: Русское слово, 2010г.



2. Изучение нового учебного материала.

Цель: Организация учащихся на изучение нового учебного материала.

Задачи:

— повторить понятие опорных слов к уроку: полюса, экватор, параллели, меридианы;

— познакомить учащихся с новыми понятиями: географическая широта, географическая долгота, географические координаты;

— формировать умение определять географические координаты географических объектов;

— продолжить отрабатывать навыки работы с картой.

Методы предоставления учебного материала:- репродуктивный(беседа); наглядный, практический, поисковый, самоконтроля и взаимоконтроля

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Определяют алгоритм действия для достижения цели.

Предлагают последовательность изучения новых понятий.

Например:

1. Географическая долгота;

2. Географическая широта;

3. Географические координаты.


Запись темы урока.


Выполняют требования учителя





Выполняют требования учителя

Находят на карте меридианы и параллели.







Определяют алгоритм действия.

1. Что называется географической широтой?

2. Какая бывает широта?

3. В чем измеряется её величина?

4. Как записывается



Учащиеся формулируют определение географической широты. Находят определение в учебнике.


Находят на карте географические объекты (лучше города) и письменно в тетрадях или устно определяют географическую широту объектов.


Осуществляют само-и взаимоконтроль.



Делают вывод, что не знают определение географических координат. (цель не достигнута)


Определяют алгоритм действия

1. Что называют географическими координатами?

2. Как определяются?

3. Как записываются?








Находят на карте географические объекты. Определяют их географические координаты. Осуществляют само- и взаимопроверку.



По географическим координатам находят объекты.

Ставит цель перед учащимися.

За один час до полёта вокруг Земли мы должны с вами узнать что такое: географическая долгота, географическая широта, географические координаты.

Предлагает выстроить в логической последовательности (алгоритм)

1. Географическая долгота;

2. Географическая широта;

3. Географические координаты.




Предлагает учащимся вспомнить определение понятий: полюса, экватор, параллели, меридианы.

Предлагает показать на карте.


Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено на 100 клеточек. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные- цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.

Предлагает посмотреть на карту.

— Какие линии будут заменять вертикальные ряды, а горизонтальные?


Предлагает сформировать понятие географической широты.






Предлагает учащимся, путем логического рассуждения, выстроить алгоритм действия

1. Откуда отсчитывается?(от экватора)

2. Какая бывает широта? (северная или южная)

3. В чем измеряется? (в градусах)

4. Как записывается? (35 с.ш.)

5. Что называется географической широтой?





Контроль учителя (проверка правильности определения географической широты).


Предлагает обратиться к теме урока.

— Узнали что такое географические координаты?



Предлагает учащимся выстроить алгоритм действия для достижения цели.




Уточняет алгоритм действий с учащимися.

1. Как определяют?

а) находит объект;

б) сначала географическая широта определяется;

в) затем географическая долгота.

2. Осуществляется запись

г) Калькутта 22с.ш. 88 в.д. и т.д.

3. Дается определение понятия географические координаты.


Предлагает по готовым координатам определить объекты.

(Присутствует элемент занимательности)



— На острове, центральная часть которого имеет следующие координаты 42ю.ш. 147 в.д., водятся сумчатые волки и т.д.












Учащиеся работают у доски у карты и на месте с атласами.


Работа с учебником рис. 37, стр. 36















Работа с учебником рис. 38, стр. 37. Работа с картой под руководством учителя





Самостоятельная работа учащихся и работа в парах.



Таким же образом идет определение географической долготы.
















Запись на доске и в тетрадях учащихся.

Проверка работ учителем.





Можно раздать карточки на каждую парту для работы в паре.



Свежие документы:  Урок по теме: "Гидросфера. Воды Мирового океана"



3. Закрепление изученного материала. (Выполнение практической работы)



Цель: контроль за процессом усвоения нового материала (теоретического; основные понятия, практического: географических координат географических объектов).

Задачи:

— развивать умение анализировать практическую ситуацию и сентизировать содержащуюся в ней проблему;

— развивать чувство сотрудничества.

Методы:

— создание проблемной ситуации;

— дидактическая игра.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Решают проблемную ситуацию.

Определяют объект для приземления. (г. Барнаул)


Выполняют требование учителя. Отвечают на вопросы.


Выполняют практическую работу письменно в тетрадях.

Создаёт проблемную ситуацию.

Наш полёт подходит к концу. Бортовой компьютер выбрал место посадки нашего корабля, его координаты: 53 с.ш. 83 в.д.

-Где нам предстоит приземлиться?


— Чтобы приземление было удачным экипажу нашего корабля необходимо составить отчет о полёте.

Во-первых нужно ответить на вопросы.

— Что называется географической широтой?

— Что называется географической долготой?

— Что называется географическими координатами?

— Как определяется широта, долгота?

— В каких единицах измеряется?

— Как делается запись?

Во-вторых, необходимо составить письменный отчет о полёте.

Выполнить практическую работу.

Работа состоит из 2-х видов заданий

1. Определить координаты объектов.

2. По готовым координатам найти объекты.



Работа с физической картой России.















Работу можно сделать по вариантам, или на индивидуальных карточках.



4. Домашнее задание.

Цель: систематизировать знания полученные на уроке.

Задача: закрепить и уметь применять на практике изученный материал

Выполнение требования


Записывают задание на дом.

Открывают учебник и просматривают задание на стр. 40.

На пульт управления корабля поступило сообщение об удачной посадке на Землю.

Но бортовой компьютер предлагает вам дома прочесть п.5 и выполнить задание на стр. 40 рубрика «Поработаем с картой».

Я, как командир экипажа, благодарю вас за плодотворное сотрудничество и объявляю благодарность всем членам экипажа.








Объявляет и выставляет оценки.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: