География, 11 класс
Конспект урока на тему:
«США. ЭГП, ресурсы и население»
Беляева Ольга Андреевна
учитель географии высшей категории
МБОУ СОШ № 50
Цель урока — формирование представления учащихся об особенностях экономико-географического положения страны, истории, населения, минерально-сырьевой базе.
Задачи:
образовательная: продолжить формировать умение давать социально-экономическую характеристику страны по типовому плану;
развивающая: продолжить формировать умение работать с учебником, атласом и дополнительной литературой; коммуникативные качества; развивать способность обобщать, сравнивать и анализировать;
воспитывающая: продолжить формировать у учащихся научное мировоззрение, уважения к выступающим; умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма работы: индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование: учебник, атлас, настенные карты, компьютер и проектор.
План урока
Организационный этап. Мотивация. Формулировка темы урока, целеполагание — 7 мин.
Изучение нового материала — 30 мин.
Закрепление. Домашнее задание. Рефлексия и подведение итогов. Выставление отметок — 8 мин.
Конспект урока
Деятельность учащихся | |
Этап 1. Организационный момент. Мотивация. Формулировка темы урока. Целеполагание — 7 минут. | |
Цель этапа (учителя) — совместная постановка темы и цели урока, мотивация учащихся, определение плана работы на урок. Зачитываю описание страны Подумайте о какой стране идет речь? Страну омывают 3 океанами: Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый. Она уступает лишь по площади одной стране, с которой расположена на одном континенте. Это федеративная республика. Уровень рождаемости высокий, естественный прирост положительный. Средняя продолжительность жизни 74 года. Высокий уровень жизни. В этой стране присутствуют представители многих народов. Промышленность представлена наукоемкими отраслями. Предоставление услуг преобладает над производством товаров. Занимает 1 место по ВВП. Да, вы правы. Тема урока: Постановка цели для учеников (совместно, записываю на доске). Что вы знаете о США (определение субъектного опыта учащихся)? А что мы еще должны узнать, чтобы у нас сложилось полное представление о стране, с которой граничит наша страна? Записываю план урока на доске. | Цель этапа (ученика) — постановка темы и цели урока совместно с учителем. Слушают и предлагают свои варианты ответа. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Проговаривают план изучения страны.
|
Цель этапа (учителя) — продолжить формирование умения характеризовать страну по типовому плану, работать с различными источниками информации. Цель для учащихся совместно поставленную записываю на доске. 1) ЭГП. Задание: охарактеризуйте ЭГП страны. Покажите «+» и «-«. Сделайте вывод. Площадь страны — 9372614 км2 — 4 место в мире. Итак, подведем итоги. Столица — Вашингтон. Государственное устройство. Форма правления — республика. Административно-территориальное устройство — федерация. | Цель этапа (ученика) — охарактеризовать США по типовому плану описания страны. Совместная постановка цели урока. Работа с атласом. Основное записывают в тетрадь. Делают вывод и записывают его в тетрадь. Предлагают свои варианты. Один ученик подводит итог по высказываниям одноклассников. |
2) История формирования государства. Дано опережающее задание — сообщение.
| Слушают основные моменты фиксируют в тетрадь. |
3) Природные условия и ресурсы. Задание: опишите природные условия и ресурсы по вариантам (выполняют в виде схемы): 1группа — Рельеф и климат. 2 группа — Минеральные и лесные ресурсы. 3 группа — Водные и агроклиматические. Давайте сделать вывод… | Самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительными источниками в группе. Выходят к доске отвечают. Делают вывод. |
Физкультминутка | |
4) Население США. Дано опережающее задание — сообщение. Какие особенности характерны для населения США? Как вы думаете такой разнообразный национальный и религиозный состав к чему может привести?
С какими особенностями связано размещение населения страны? Назовите причины внутренних миграций в США:
Мегалополисы: Сансан, Чипитс, Босваш, Хьюстон — Новый Орлеан Вывод: итак, назовите основные особенности характерные для населения страны. | Слушают, основное фиксируют. Отвечаем на вопросы и делаем вывод. Работаем с рис 78 стр. 122. |
Этап 3. Закрепление. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок — 8 минут. | |
Цель этапа (учителя) — показать учащимся целостность изучаемого материала; повторить и закрепить с учащимися пройденный материал на уроке и выяснить что усвоено ими, а что нет. Закрепление. Давайте вспомним описание страны, которое я зачитала в начале урока и нашу работу на уроке. Что вы узнали нового? Если бы потребовалось охарактеризовать страну в нескольких предложениях. Что бы вы сказали о США? Устанавливаем причинно-следственных связей между блоками информации. Фронтальный опрос:
Написание синквейна: «США» Домашнее задание: подготовить визитную карточку агломерации США (одна на выбор), стр.125 Поработаем с картой №1, §16. Рефлексия. Самоанализ урока и своей деятельности. Давайте оценим нашу работу в целом. И каждый оценит свою работу на уроке. Где вы испытали затруднения? Как вы думаете почему? Отмечаю наиболее активных учеников выставляю отметки с комментариями. | Цель этапа (ученика) — проанализировать свою работу, назвать причинно-следственные связи. Делают выводы. |
Использованная литература
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. — М.: «Русское слово», 2010.
Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. — М.: Интеллект-Центр, 2009.
Толмачева Е.В. География. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Гладкого. Часть II., Волгоград.: издательство «Учитель — АСТ», 2002.
Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по географии. 10 кл. — М.: Дрофа, 2004.
Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского/ Авт.-сост. О.И. Ануфриева. — Волгоград: Учитель, 2003.
Урок был апробирован при аттестации на высшую квалификационную категорию в 2012 – 2013 учебном году.