Урок в 10 «б» классе на тему: Структура населения мира (возрастная, половая)
Учитель географии МБОУ «СОШ №1 УИОП г. Буинска РТ»
Победимская С.Е.
Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий « Преобразование обучения для 21 века».
Цели урока:
Образовательные цели: Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с интернет ресурсами, с целью обработки и анализа статистических данных.
Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.
Обучающие структуры:
1.Эй Ар Гайд
(Руководство Предположения)
2. Куиз — Куиз Трэйд
(опроси-опроси-обменяйся карточками)
3. Инсайд –аутсайд — сёкл
(внутренний и внешний круг)
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. Гаджеты обучающихся. Раздаточный материал по обучающим структурам: нумерация столов, листы бумаги А4, маркеры 4 на парту, таблица –приложение №1, тест –приложение №2, Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. — М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс. Музыкальное сопровождение , песня « Я, ты, он, она»
Учебные вопросы входящие в перечень стандарта образования:
Понятие структуры населения, виды демографических структур.
Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
Факторы региональных различий.
Типы половозрастных пирамид.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
1.1Звучит песня Д. Тухманов — Р.Рождественский «Я, ты, он, она»
Слайд 1.
ХАЙ ФАЙф
(сигнал тишины)
Приветствие класса , приветствие друг — друга: партнеры по плечу, по лицу.
Стол определяет лидера группы, который контролирует правильность ответов и дает право на то, что бы обвести дату в календаре. Чем больше дат, выше балл. Календарь подписывается. Слайд 2
2.1. Освоение нового материала.
Активизация учебно-познавательной деятельности.
Ребята- какие структуры населения можно выделить из прозвучавшей песни? Слайд 3
Проговариваем: стол № .., №….
Население класса на верном пути! Молодцы
2.2. Выяснили, что структура населения многогранна. Используя знания курса географии за 9 класс , ответьте на вопросы в таблице№1, которая лежит на столе.
Вы видите Таблицу из трех колонок : до, утверждения, после.
1.Прочтите утверждения. В графе «до» определите: согласны ли вы с утверждениями или не согласны. Проставив соответственно «+ или — ».
Эй Ар Гайд
(Руководство Предположения)
Поработайте над этим заданием самостоятельно.
В столбике «До» поставьте + , если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением.
Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео.
утверждения | после | |
| В мире преобладает мужское население |
|
| Большая часть планеты исповедует христианство |
|
| Среди жителей Земли – большинство относится к европеоидной расе |
|
| 40% населения можно отнести к категории богатых людей |
|
| Соотношение рождаемости и смертности -одинаково |
|
| Счастливых людей больше, чем несчастных |
|
На выполнение задания вам дается 30 секунд.
Таймер -30секунд. Устанавливает стол№1.
Ученики прочитывают материал, отмечают утверждения в графе «ДО»
Видеосюжет В.Познера -1мин.10сек.
5.Теперь, по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «После» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _, если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «До» и «После». Изменилось ли ваши убеждения? Почему?
8.Какие из этих утверждений являются самыми важными для Вас? Почему?
Слайд 7,8,9,10
Проговариваем: стол №…№….
У вас получилось! Вы Молодцы
2.3. ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ
Слайд №13
План структуры .
Ребята, используя статистический материал(приложение №2), сделайте анализ данных и составьте план структуры населения из 2-3 пунктов.
1. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
2. Факторы региональных различий.
3.Типы половозрастных пирамид. Слайд 15
Приложение № 2
ТАБЛИЦА ДЛЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Продолжительность жизни, лет | Доля населения по возрастным группам, % | Численность, тыс. чел | ||||
0-14 | 15-64 | 65+ | Мужчин | Женщин | ||
Австрия | 79 | 14,8 | 67,5 | 17,7 | 4004,2 | 4201,2 |
Афганистан | 47 | 44,6 | 53,0 | 2,4 | 16760,1 | 15978,2 |
Аргентина | 76 | 24,6 | 64,6 | 10,8 | 20072,5 | 20608,8 |
Бангладеш | 60 | 33,4 | 63,1 | 3,5 | 78689,6 | 74857,3 |
Бельгия | 79,2 | 16,3 | 66,3 | 17,5 | 5092,9 | 5311,1 |
Ботсвана | 61,8 | 35,2 | 60,9 | 3,9 | 924,8 | 917,6 |
Бразилия | 72 | 24,9 | 68,7 | 6,4 | 94777,5 | 97131 |
Буркина-Фасо | 53 | 46,3 | 51,1 | 2,5 | 7588,6 | 7667,1 |
Канада | 81,2 | 16,3 | 68,8 | 14,9 | 16478,8 | 16733,8 |
Чили | 77,3 | 23,6 | 67,6 | 8,8 | 8147,6 | 8306,6 |
Япония | 82 | 13,7 | 64,7 | 21,6 | 62083,3 | 65205,1 |
Объединенные Арабские Эмираты | 76
| 20,5 | 78,6 | 0,9 | 3174,0 | 1447,4 |
Лаос | 56,7 | 41 | 55,9 | 3,1 | 3312,3 | 3365,1 |
Мали | 52 | 48,2 | 48,7 | 3,1 | 6130,9 | 6193,0 |
Мексика | 76 | 29,6 | 64,3 | 6,1 | 53822,5 | 56132,9 |
Катар | 75 | 22,8 | 72,9 | 4,3 | 601,5 | 327,1 |
Швейцария | 81 | 15,8 | 68,2 | 16,0 | 3729,9 | 3851,6 |
Сирия | 74,2 | 36,2 | 60,5 | 3,3 | 10109,8 | 9637,8 |
К стати на будущее! Слайд 16
Мужчина, обладающий большими достоинствами и умом, никогда не бывает безобразен. Жан Лабрюйер
Каждый мужчина имеет какие-нибудь достоинства, только нужно ему на них указать . Мария Ремарк
Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
Аврелий Августин
Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть.
Сервантес
2.4. Куиз — Куиз Трэйд
(опроси-опроси-обменяйся карточками)
Тема для обсуждения: Половой состав. Соотношение мужчин и женщин: в городе, в стране, по регионам в мире.( на карточках записывают вопросы, внизу ответ- зачитывают партнеру)
Давайте сделаем карточки
Запишите вопрос, загните листочек и напишите ответ.
«Встаньте, поднимите руку и найдите пару» -ближайшую
Ученик А спрашивает ученика В(задает вопрос)
Ученик В отвечает
Ученик А хвалит(помогает, если ответ неправильный)
Ученики меняются ролями
Ученики меняются карточками и благодарят друг друга
Повторяют шаги 3-4 раза
Слайд 17
Проговариваем:
2.6.
1.Нарисуй линию жизни.
2. Отметь точкой на линии, где сейчас находишься ты.
При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы:
дети (0-14 лет);
взрослые (15-64 года);
пожилые (65 лет и старше). Слайд 24
К стати на будущее:
В юности хочется жить веселее, в зрелости – лучше, а в старости – дольше.
Э.Севрус
Раньше я боялся опоздать. Теперь — не успеть. Юрий Мезенко
Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами. Сомерсет Моэм
В двадцать лет кажется, что тридцать – это много, а сорок – чуть ли не конец жизни. В тридцать понимаешь, что двадцать – это детство. В сорок – что все только начинается. Элизабет Тейлор Слайд 25
2.7.
Слайд 27
Анализ диаграммы Слайд 29
Используя знания предыдущих уроков с помощью столбчатых диаграмм, выявите закономерность распределения возрастного состава населения для экономически развитых стран и развивающихся стран
Вывод Слайд 30
Молодцы!
2.5. Инсайд –аутсайд – сёкл Слайд 21
(внутренний и внешний круг) – партнеры по лицу
Посмотрите на своего партнера по лицу! Запомните его! Встаньте, задвиньте тихо стулья в столы.
1.Все ученики В сформируйте внешний круг. Сейчас все ученики А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним. Формируя внутренний круг. (ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета, ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнеру во внешнем круге.
2.Учитель задает вопрос и дает время подумать 3секунды.
Вопрос – Как вы думаете , почему в странах персидского залива преобладают мужчины?
-3.Ученик из внешнего круга отвечает своему партнеру.
У вас 30 секунд
ТАЙМЕР – 30 секунд
4.Ученики меняются ролями (теперь очередь отвечать внутреннего круга , у вас 30 секунд)
Таймер – 30 секунд.
5.Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом).Теперь громко отсчитайте 4 человека(учитель отсчитывает вместе с учениками), передвигаясь по кругу и дайте им 5! Найдите нового партнера.
Вопрос- Как вы думаете, почему женщины преобладают в развитых странах?
6. Ученик из внешнего круга отвечает своему партнеру.
У вас 30 секунд
ТАЙМЕР – 30 секунд
7.Ученики меняются ролями (теперь очередь отвечать внутреннего круга , у вас 30 секунд)
Таймер – 30 секунд
Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом).Теперь громко отсчитайте 3 человека(учитель отсчитывает вместе с учениками), передвигаясь по кругу и дайте им 5! Найдите нового партнера.
Поблагодарите друг друга!
Слайд 21
Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе.
(Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах — мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.)
Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.
Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.)
Хай- файф (сигнал тишины) – по необходимости
Вывод на экране Слайд 22
2.7.
Слайд 27
Анализ диаграммы Слайд 29
Используя знания предыдущих уроков с помощью столбчатых диаграмм, выявите закономерность распределения возрастного состава населения для экономически развитых стран и развивающихся стран
Вывод Слайд 30
Молодцы!
Закрепление
3.1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ТЕСТЫ
1. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется:
А демографической нагрузкой Б экономически активным различием
В трудовым различием
2. Часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна к трудовой деятельности, называется:
А трудоспособным населением Б экономически активным населением
3. Выберите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых возрастов — около 17%:А Бразилия Б Мексика В Китай Г Болгария Д Турция Е Кувейт
4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов — около 6%:
А Япония Б Канада В Мексика Г Португалия Д Австралия Е ФРГ
5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:
А развитым Б развивающимся
6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме:
А Алжир Б Афганистан В Парагвай Г Дания
7. Страна, где доля лиц в пожилом возрасте примерно равна доле лиц в детском возрасте:
А Нигерия Б Мексика В Непал Г Венгрия
8. Мужское население преобладает в странах:
А России и Иране Б Китае и Саудовской Аравии
В Германии и Франции Г ни в одной из перечисленных выше
Слайд 33
Проверка тестовых заданий по ключам.
Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.
БИЛЕТИК на ВЫХОД
3-назовите три основные возрастные группы населения
2-к чему может привести постоянный рост населения в мире
1-как вы считаете, что является самой высокой ценностью для человека
К стати на будущее:
Продолжительность жизни дерева –до 3500лет!
Продолжительность жизни черепахи – до 180 лет!
Продолжительность жизни ворона – до 250лет!
Продолжительность жизни попугая –до 200 лет!
Продолжительность жизни жука-рогоча – до 65 лет!
Продолжительность жизни человека ?
Но об этом мы поговорим на следующем уроке
Слайд 35
4.Задание на дом.
задание на дом: стр. учебника 66-68, анализ карт атласа, интернет-ресурсы.
5.Подведение итогов урока: сбор календарей( чем больше обведённых кружочков , выше балл.
Спасибо за урок!
Литература.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия — М.: 2003 / www. KM. ru
География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. — М.: Дрофа, 2004
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ — М.: Просвещение, 2001
Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах. 6-10 классы: пособие для учащихся. — М.: АРКТИ, 2000
Экономическая и социальная география мира. 10 класс Ч.1 Общая характеристика мира; Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. — Волгоград: Учитель, 2003
Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Мультимедиа-курс на основе учебника В.П. Максаковского. Образовательная коллекция «1 С», 2005
«Совершенствование Качества реализации Преподавания в РТ», 2013
11