Конспект урока по Географии «Структура населения мира» 10 класс

Урок в 10 «б» классе на тему: Структура населения мира (возрастная, половая)


Учитель географии МБОУ «СОШ №1 УИОП г. Буинска РТ»

Победимская С.Е.


Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий « Преобразование обучения для 21 века».


Цели урока:

Образовательные цели: Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с интернет ресурсами, с целью обработки и анализа статистических данных.


Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.


Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.


Обучающие структуры:

1.Эй Ар Гайд
(Руководство Предположения)

2. Куиз — Куиз Трэйд
(опроси-опроси-обменяйся карточками)



3. Инсайд –аутсайд — сёкл
(внутренний и внешний круг)


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.


Вид урока: комбинированный.



Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. Гаджеты обучающихся. Раздаточный материал по обучающим структурам: нумерация столов, листы бумаги А4, маркеры 4 на парту, таблица –приложение №1, тест –приложение №2, Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. — М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс. Музыкальное сопровождение , песня « Я, ты, он, она»


Учебные вопросы входящие в перечень стандарта образования:

Понятие структуры населения, виды демографических структур.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

Факторы региональных различий.

Типы половозрастных пирамид.








ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

1.1Звучит песня Д. Тухманов — Р.Рождественский «Я, ты, он, она»

Слайд 1.

ХАЙ ФАЙф

(сигнал тишины)

Приветствие класса , приветствие друг — друга: партнеры по плечу, по лицу.

Стол определяет лидера группы, который контролирует правильность ответов и дает право на то, что бы обвести дату в календаре. Чем больше дат, выше балл. Календарь подписывается. Слайд 2


2.1. Освоение нового материала.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Ребята- какие структуры населения можно выделить из прозвучавшей песни? Слайд 3

Проговариваем: стол № .., №….

Население класса на верном пути! Молодцы


2.2. Выяснили, что структура населения многогранна. Используя знания курса географии за 9 класс , ответьте на вопросы в таблице№1, которая лежит на столе.

Вы видите Таблицу из трех колонок : до, утверждения, после.

1.Прочтите утверждения. В графе «до» определите: согласны ли вы с утверждениями или не согласны. Проставив соответственно «+ или — ».

Эй Ар Гайд
(Руководство Предположения)

  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

  2. В столбике «До» поставьте + , если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением.

  3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

  4. Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео.

до

утверждения

после

 

В мире преобладает мужское население

 

 

Большая часть планеты исповедует христианство

 

 

Среди жителей Земли – большинство относится к европеоидной расе

 

 

40% населения можно отнести к категории богатых людей

 

 

Соотношение рождаемости и смертности -одинаково

 

 

Счастливых людей больше, чем несчастных

 

На выполнение задания вам дается 30 секунд.

Таймер -30секунд. Устанавливает стол№1.

Ученики прочитывают материал, отмечают утверждения в графе «ДО»

Видеосюжет В.Познера -1мин.10сек.

5.Теперь, по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «После» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _, если вы не согласны с утверждением.

7. Сравните столбики «До» и «После». Изменилось ли ваши убеждения? Почему?

8.Какие из этих утверждений являются самыми важными для Вас? Почему?

Слайд 7,8,9,10

Проговариваем: стол №…№….

У вас получилось! Вы Молодцы


2.3. ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ

Слайд №13

План структуры .

Ребята, используя статистический материал(приложение №2), сделайте анализ данных и составьте план структуры населения из 2-3 пунктов.

1. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

2. Факторы региональных различий.

3.Типы половозрастных пирамид. Слайд 15


Приложение № 2

ТАБЛИЦА ДЛЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.


Страна

Продолжительность жизни, лет

Доля населения по возрастным группам, %

Численность, тыс. чел

0-14

15-64

65+

Мужчин

Женщин

Австрия

79

14,8

67,5

17,7

4004,2

4201,2

Афганистан

47

44,6

53,0

2,4

16760,1

15978,2

Аргентина

76

24,6

64,6

10,8

20072,5

20608,8

Бангладеш

60

33,4

63,1

3,5

78689,6

74857,3

Бельгия

79,2

16,3

66,3

17,5

5092,9

5311,1

Ботсвана

61,8

35,2

60,9

3,9

924,8

917,6

Бразилия

72

24,9

68,7

6,4

94777,5

97131

Буркина-Фасо

53

46,3

51,1

2,5

7588,6

7667,1

Канада

81,2

16,3

68,8

14,9

16478,8

16733,8

Чили

77,3

23,6

67,6

8,8

8147,6

8306,6

Япония

82

13,7

64,7

21,6

62083,3

65205,1

Объединенные Арабские Эмираты

76


20,5

78,6

0,9

3174,0

1447,4

Лаос

56,7

41

55,9

3,1

3312,3

3365,1

Мали

52

48,2

48,7

3,1

6130,9

6193,0

Мексика

76

29,6

64,3

6,1

53822,5

56132,9

Катар

75

22,8

72,9

4,3

601,5

327,1

Швейцария

81

15,8

68,2

16,0

3729,9

3851,6

Сирия

74,2

36,2

60,5

3,3

10109,8

9637,8




К стати на будущее! Слайд 16

Мужчина, обладающий большими достоинствами и умом, никогда не бывает безобразен. Жан Лабрюйер

Каждый мужчина имеет какие-нибудь достоинства, только нужно ему на них указать . Мария Ремарк

Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
Аврелий Августин

Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть.
Сервантес


2.4. Куиз — Куиз Трэйд
(опроси-опроси-обменяйся карточками)

Тема для обсуждения: Половой состав. Соотношение мужчин и женщин: в городе, в стране, по регионам в мире.( на карточках записывают вопросы, внизу ответ- зачитывают партнеру)

  1. Давайте сделаем карточки

  2. Запишите вопрос, загните листочек и напишите ответ.

  3. «Встаньте, поднимите руку и найдите пару» -ближайшую

  4. Ученик А спрашивает ученика В(задает вопрос)

  5. Ученик В отвечает

  6. Ученик А хвалит(помогает, если ответ неправильный)

  7. Ученики меняются ролями

  8. Ученики меняются карточками и благодарят друг друга

  9. Повторяют шаги 3-4 раза


Слайд 17

Проговариваем:



2.6.

1.Нарисуй линию жизни.
2. Отметь точкой на линии, где сейчас находишься ты.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы:

  • дети (0-14 лет);

  • взрослые (15-64 года);

  • пожилые (65 лет и старше). Слайд 24


К стати на будущее:

В юности хочется жить веселее, в зрелости – лучше, а в старости – дольше.

Э.Севрус

Раньше я боялся опоздать. Теперь — не успеть. Юрий Мезенко


Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами. Сомерсет Моэм


В двадцать лет кажется, что тридцать – это много, а сорок – чуть ли не конец жизни. В тридцать понимаешь, что двадцать – это детство. В сорок – что все только начинается. Элизабет Тейлор Слайд 25


2.7.
Слайд 27


Анализ диаграммы Слайд 29

Используя знания предыдущих уроков с помощью столбчатых диаграмм, выявите закономерность распределения возрастного состава населения для экономически развитых стран и развивающихся стран


Вывод Слайд 30

Молодцы!


2.5. Инсайд –аутсайд – сёкл Слайд 21
(внутренний и внешний круг) – партнеры по лицу

Посмотрите на своего партнера по лицу! Запомните его! Встаньте, задвиньте тихо стулья в столы.

1.Все ученики В сформируйте внешний круг. Сейчас все ученики А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним. Формируя внутренний круг. (ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета, ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнеру во внешнем круге.

2.Учитель задает вопрос и дает время подумать 3секунды.

Вопрос – Как вы думаете , почему в странах персидского залива преобладают мужчины?

-3.Ученик из внешнего круга отвечает своему партнеру.

У вас 30 секунд

ТАЙМЕР – 30 секунд

4.Ученики меняются ролями (теперь очередь отвечать внутреннего круга , у вас 30 секунд)

Таймер – 30 секунд.

5.Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом).Теперь громко отсчитайте 4 человека(учитель отсчитывает вместе с учениками), передвигаясь по кругу и дайте им 5! Найдите нового партнера.

Вопрос- Как вы думаете, почему женщины преобладают в развитых странах?

6. Ученик из внешнего круга отвечает своему партнеру.

У вас 30 секунд

ТАЙМЕР – 30 секунд

7.Ученики меняются ролями (теперь очередь отвечать внутреннего круга , у вас 30 секунд)

Таймер – 30 секунд


Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом).Теперь громко отсчитайте 3 человека(учитель отсчитывает вместе с учениками), передвигаясь по кругу и дайте им 5! Найдите нового партнера.

Поблагодарите друг друга!




Слайд 21

Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе.

(Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах — мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.)

Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.)


Хай- файф (сигнал тишины) – по необходимости


Вывод на экране Слайд 22


2.7.
Слайд 27


Анализ диаграммы Слайд 29

Используя знания предыдущих уроков с помощью столбчатых диаграмм, выявите закономерность распределения возрастного состава населения для экономически развитых стран и развивающихся стран


Вывод Слайд 30

Молодцы!


Закрепление

3.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ТЕСТЫ

1. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется:

А демографической нагрузкой Б экономически активным различием

В трудовым различием


2. Часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна к трудовой деятельности, называется:

А трудоспособным населением Б экономически активным населением


3. Выберите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых возрастов — около 17%:А Бразилия Б Мексика В Китай Г Болгария Д Турция Е Кувейт


4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов — около 6%:

А Япония Б Канада В Мексика Г Португалия Д Австралия Е ФРГ


5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:

А развитым Б развивающимся


6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме:

А Алжир Б Афганистан В Парагвай Г Дания


7. Страна, где доля лиц в пожилом возрасте примерно равна доле лиц в детском возрасте:

А Нигерия Б Мексика В Непал Г Венгрия


8. Мужское население преобладает в странах:

А России и Иране Б Китае и Саудовской Аравии

В Германии и Франции Г ни в одной из перечисленных выше

Слайд 33

Проверка тестовых заданий по ключам.

Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.


БИЛЕТИК на ВЫХОД

3-назовите три основные возрастные группы населения

2-к чему может привести постоянный рост населения в мире

1-как вы считаете, что является самой высокой ценностью для человека


К стати на будущее:

Продолжительность жизни дерева –до 3500лет!

Продолжительность жизни черепахи – до 180 лет!

Продолжительность жизни ворона – до 250лет!

Продолжительность жизни попугая –до 200 лет!

Продолжительность жизни жука-рогоча – до 65 лет!

Продолжительность жизни человека ?

Но об этом мы поговорим на следующем уроке

Слайд 35

4.Задание на дом.

задание на дом: стр. учебника 66-68, анализ карт атласа, интернет-ресурсы.


5.Подведение итогов урока: сбор календарей( чем больше обведённых кружочков , выше балл.

Спасибо за урок!


Литература.

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия — М.: 2003 / www. KM. ru

География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.

География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. — М.: Дрофа, 2004

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ — М.: Просвещение, 2001

Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах. 6-10 классы: пособие для учащихся. — М.: АРКТИ, 2000

Экономическая и социальная география мира. 10 класс Ч.1 Общая характеристика мира; Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. — Волгоград: Учитель, 2003

Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Мультимедиа-курс на основе учебника В.П. Максаковского. Образовательная коллекция «1 С», 2005

«Совершенствование Качества реализации Преподавания в РТ», 2013


11


Свежие документы:  План-конспект по теме: "Происхождение Земли. Тектонические плиты. Сейсмические пояса Земли" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: