Урок по теме «Тихий океан».
Цели:
Образовательные:
называть и показывать важнейшие географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности, меры по охране вод, крупнейшие порты Тихого океана;
объяснять особенности рельефа дна, образование течений, их влияние на природу прилегающей суши.
Развивающие:
развитие географического мышления, устной речи, навыков чтения тематических карт;
развитие способности выделять главное из текста;
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности, умения работать в коллективе;
повышение интереса к изучению предмета.
Оборудование: физическая карта мира, план характеристики океана, раздаточный статистический материал, шаблоны для номинаций, презентация «Тихий океан».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Тема урока – «Тихий океан».
Этому океану по праву принадлежат несколько титулов самый – самый. А вот в каких номинациях Тихий океан получит эти титулы, мы определим в ходе урока.
Цель урока: доказать на примере, что Тихий океан является огромным природным комплексом, в котором все компоненты взаимосвязаны. Порядок изучения компонентов указан в плане характеристики океана, которую вы уже получили.
? Что будет являться основным источником информации сегодня на уроке?
о: карты атласа.
У: А дополнительным источником географической информации послужит учебник. Итак, мы приступаем к знакомству с Тихим океаном.
? Как располагается Тихий океан по отношению к экватору?
О: в северном и южном полушариях
? Как располагается Тихий океан по отношению к начальному меридиану?
О: в восточном и западном полушариях
*Перечислите и покажите на карте материки, которые омываются водами Тихого океана.
? Как провести границы океана там, где нет материков?
О: они проходят условно по меридианам мысов: мыс горн (остров Огненная Земля) между Тихим и Атлантическим, мыс Южный (остров Тасмания) между Индийским и Тихим океанами, по Берингову проливу проходит граница между Тихим и Северным Ледовитым океанами.
? Кто дал океану такое название?
о: Ф.Магеллан
/ на экране слайд 1 – изображение Ф Магеллана/
? Как же проходило изучение океана? Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника.
*Прочитайте в учебнике на странице 80 статью «История исследования океана».
? Почему потребовалось столько времени на изучение этого океан?
О: он очень большой.
* Докажите утверждение о том, что Тихий океан самый большой, используя рис 2 на стр.6 учебника.
О: его площадь 179,7 млн км2
/ на экране слайд 2 – круговая диаграмма «Площадь океанов и суши»/
* атлас, стр 20
? Каков объём Тихого океана?
О: 722 579 000 км3
? Какова его средняя глубина?
О: 4028 м
? Какова максимальная глубина?
О: 11028 м
У: это Марианская впадина
* Сравните размеры Тихого океана с размерами других океанов, используя статистические раздаточные материалы.
S, млн км2 | Объём, км3 | Средняя глубина, м | Глубочайшая впадина, м | Средняя температура в поверхностном слое, С | |
Тихий | 179,7 | 722 579 000 | 4028 | 11028 | + 18,1 |
Индийский | 76,17 | 282 650 000 | 3710 | 7729 | +17,0 |
Атлантический | 91,56 | 329 660 000 | 3600 | 8742 | +16,5 |
СевЛедовитый | 14,75 | 18 070 000 | 1220 | 5527 | -2 |
/ слайд 3 — размеры океанов/
О: Тихий океан является самым большим и самым глубоким океаном
У: Итак, первые две номинации наш океан уже получил.
? Какие составные части можно выделить в составе любого океана?
О: моря, заливы, проливы
* атлас, стр 20
* Приведите примеры морей, которые относятся к бассейну Тихого океана. Покажите их на карте.
О:
У: Некоторые моря отделены от океана островными дугами.
? Что такое остров?
О: относительно небольшие участки суши со всех сторон окружённые водой.
* Назовите и покажите на карте наиболее крупные острова, расположенные в Тихом океане.
О:
У: На самом деле Тихий океан изобилует островами, их более 10 000. И это ещё одна номинация для Тихого океана.
Итак, мы познакомились с географическим положением Тихого океана. Далее, следуя нашему плану, мы поведём разговор о рельефе дна.
* атлас, стр 20
? Какие крупные формы рельефа присутствуют на дне Тихого океана? Назовите их, покажите на карте
/ слайд 4 — рельеф дна Мирового океана/
О: котловины, срединно – океанические хребты
У: Срединно – океанические хребты расположены в восточной части океана и образуют единую структуру. В которую входят Восточно – Тихоокеанское и Южно — Тихоокеанское поднятия и их боковые ветви – Галапагосская и Чилийская.
* По тектонической карте в атласе (стр 4-5) Какая тектоническая структура расположена в основании океана?
О: Тихоокеанская литосферная плита
/ слайд 5 – плиты литосферы /
? С какими плитами она взаимодействует?
О: с Индо – Австралийской, Североамериканской и Южноамериканской
? Какие процессы происходят на границах их взаимодействия?
О: землетрясения, извержения вулканов
У: Эти места на поверхности нашей планеты получили название «Тихоокеанское огненное кольцо».
? Какой компонент природного комплекса мы будем рассматривать дальше?
О: климат
* атлас, стр 10
? В каких климатических поясах расположен Тихий океан?
О:
? В каких поясах располагается большая его часть?
О: в экваториальном, субэкваториальных и тропических
* Выдвиньте предположение, как это повлияет на температуру над акваториями тихого океана?
/слайд 6 – карта океанов/
О: температуры будут высокими
* Докажите это, используя карту атласа на стр 6
О: +16, +24
? А какие температуры преобладают в северных широтах и близ берегов Антарктиды?
О: -8, -16
* По таблице из раздаточного материала сравните средние температура в поверхностном слое
О: Тихий океан – самый тёплый.
У: это следующая номинация. Таким образом мы рассмотрели температурный режим океана, а далее поговорим о господствующих ветрах.
*атлас, стр 8
? Какие ветры оказывают влияние на климат океана?
О: северо – восточные и юго – восточные пассаты
? Что означает это название?
О: «ветры, способствующие переезду»
? Кто, когда и почему дал им такое название?
О: европейские купцы во времена парусного флота, так как эти ветры постоянно дуют вблизи экватора
? Как называются ветры, господствующие в умеренных широтах?
О: западные
У: Над поверхностью океана, особенно в южном полушарии, эти ветры достигают такой силы, что нередко приносят беду.
/слайд 7 – опасные стихийные явления/
У: Ежегодно обрушиваются на Японию, Филиппины, восточное побережье Вьетнама и Китая тихоокеанские тайфуны. Диаметр тайфуна колеблется от 200 до 1800 м, в его центре часто бывает спокойная и даже ясная погода, в то время как на периферии идут ливневые дожди, дуют ураганные ветры и штормовые волны достигают высоты 10-12 м.
И океан получает следующую номинацию – самый грозный.
? Почему же такой грозный океан получил название «Тихий» ?
О: корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад; всё это время океан был удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим.
У: А теперь мы рассмотрим не менее важное свойство океанической воды – солёность.
? Что такое солёность?
О: количество минеральных веществ, в граммах, растворённое в 1 л воды
? В каких единицах измеряется солёность?
О: в промилле
? Где показатели солёности максимальные?
О: у экватора
? Где показатели солёности минимальные?
О: в полярных широтах
У: если сравнить Тихий океан с другими океанами по солёности, то станет понятно, что солёность поверхностных вод в нём несколько ниже. Это ещё одна особенность океана.
Рассматривая предыдущую картосхему, мы увидели, что в распределении солёности поверхностных вод просматривается зональность, но её нарушают морские течения.
* атлас, стр 2
* Перечислите течения Тихого океана
О:
/ на доске закреплены карточки с названиями течений Тихого океана и начерчено начало схемы «Течения Тихого океана» /
* Разместите карточки с названиями течений на схеме в зависимости от их температуры.
О: Течения
тёплые холодные
Северное Пассатное Калифорнийское
Южное Пассатное Перуанское
Межпассатное противотечение Западных Ветров
Куросио
Северо – Тихоокеанское
Восточно – Австралийское
У: Итак, мы познакомились с течениями Тихого океана и далее речь пойдёт об обитателях этого удивительного природного комплекса.
/слайд 8 – жизнь в океане/
* атлас, стр 20
*Приведите примеры живых организмов, относящихся к :
— водорослям;
— иглокожим;
— моллюскам; /Слайд 9, 10 – изображение моллюсков и червей/
— членистоногим;
— пресмыкающимся;
— рыбам;
— птицам;
— млекопитающим.
? Какой вывод можно сделать из всего выше перечисленного?
О: очень богат видовой состав организмов, обитающих в Тихом океане.
У: По числу видов и биомассе органический мир Тихого океана богаче, чем в других океанах. Это объясняется его размерами, разнообразием природных условий и длительной геологической историей.
Тихий океан и его моря омывают побережья континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд человек. Океан играет важную роль в их жизни.
/ слайд 11 – политическая карта/
? Что даёт океан людям?
/слайд 12 – рыболовство/
О: биологические ресурсы, полезные ископаемые, морские пути
У: Тихий океан занимает первое место по добыче рыбы, морепродуктов; а его морские трассы отличаются наибольшей протяжённостью.
? К каким последствиям приводит такая интенсивная хозяйственная деятельность?
/слайд 13 – загрязнение океана/
О: сильное загрязнение акватории океана, истощение запаса рыб
? Какие меры нужно предпринимать, чтобы исправить создавшееся положение7
О:
IV. Закрепление изученного материала:
А)Географический диктант «Узнай цифру»:
722 579 000 млн км3 — объём океана
4028 м – средняя глубина
179,7 млн км2 – площадь океана
11022 м – максимальная глубина океана
1км – ширина срединно – океанических хребтов
Б) обозначить на контурной карте объекты номенклатуры, указанные в раздаточном материале
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно – Китайское, Южно – Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов.
Поднятия: Восточно – Тихоокеанское, Южно – Тихоокеанское.
Котловины: Южная, Северо –Восточная
Течения: Северное Пассатное, Калифорнийское, Южное Пассатное, Перуанское, Межпассатное противотечение, Западных Ветров, Куросио, Северо – Тихоокеанское, Восточно – Австралийское
V. Итог.
VI. Домашнее задание:
параграф 17, закончить работу в контурной карте
Океан с самой низкой солёностью
Самый большой океан
Самое большое количество островов
Самый тёплый океан
Самый глубокий океан
первое место по добыче рыбы, морепродуктов
наибольшая протяжённость морских трасс
Самый грозный океан
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
План характеристики океана:
Географическое положение.
История открытия и исследования.
Рельеф дна.
Климат.
Свойства воды, течения.
Органический мир.
Хозяйственное использование.
Экологические проблемы, пути их решения.
S, млн км2 | Объём, млн км3 | Средняя глубина, м | Глубочайшая впадина, м | Средняя температура в поверхностном слое, С | |
Тихий | 179,7 | 722 579 | 4028 | 11028 | + 18,1 |
Индийский | 76,17 | 282 650 | 3710 | 7729 | +17,0 |
Атлантический | 91,56 | 329 660 | 3600 | 8742 | +16,5 |
СевЛедовитый | 14,75 | 18 070 | 1220 | 5527 | -2 |
Географический диктант «Узнай цифру»:
722 579 000 млн км3 — …
4028 м – …
179,7 млн км2 –…
11022 м –…
5. 1км –
Список географических объектов
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно – Китайское, Южно – Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов.
Поднятия: Восточно – Тихоокеанское, Южно – Тихоокеанское.
Котловины: Южная, Северо –Восточная
Течения: Северное Пассатное, Калифорнийское, Южное Пассатное, Перуанское, Межпассатное противотечение, Западных Ветров, Куросио, Северо – Тихоокеанское, Восточно – Австралийское