Конспект урока по географии 9 класс
Предмет: География
Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.
Тип урока: Общеметодической направленности
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: элементы проблемно – диалоговой, исследовательской технологий, ИКТ- технологии.
Тема урока: «Третичный сектор экономики России — Инфраструктурный комплекс».
Цели урока:
познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
продолжить работу со схемами, таблицами;
воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
развивать речь учащихся, географическое мышление.
Оборудование урока: Учебник. Интерактивная доска, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучали? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть все. Прочитайте, задания пока я напоминаю правила игры, и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– Оленеводство развита на Северном Кавказе.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Важнейшей зерновой культурой России является овес.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1).
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в нашем селе.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 3).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части (стр.147)
Инфраструктурный комплекс
Сфера обслуживания
|
– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов. (слайд 4)
– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются .
Откройте страницу 148 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 6).
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Дуня,– ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Вениамин, ты – водитель автобуса.
Алена, ты – врач.
Саян, ты – офицер полиции.
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.
— Посмотрите на рисунок (слайд 4) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере)
— А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?
Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?
Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.
— А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).
– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?
– Что такое инфраструктура?
Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.
— Каково же значение этого комплекса?
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой).
Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.
— Смотрим (Внимание! Проблема! Стр.153)
— Какие проблемы существуют у Инфраструктурного комплекса?
5. Закрепление изученного.
Итак мы познакомились с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в селе Бердигестях?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в селе и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.
У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 3 минуты.
Выступление групп.
1 группа– транспорт
Какие виды транспорта есть в районе?
Как вы оцениваете работу транспорта(такси) (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
Что мешает эффективной работе транспорта(такси) (дороги, , нехватка автобусов в “часы пик”)?
Как улучшить работу транспорта?
2 группа – Бытовое обслуживание
Есть ли в селе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, и др.? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
Как решить проблемы?
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
Какие у нас магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки имеются. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание
Есть ли у нас поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
5 группа – Образование и культура.
Имеются ли у нас школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?
6. Домашнее задание.
§ 31 стр. 131 – 133
Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в с.Бердигестях”. Таблицы у каждого на столе.
Характеристика развития нематериальной сферы в с.Бердигестях.
1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы села, используя предложенный перечень.
Виды учреждений | Общее число | |
Торговые |
|
|
Бытовые |
|
|
Образовательные |
|
|
Медицинские |
|
|
Спортивные |
|
|
Культурные |
|
|
Другие
Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, , кинотеатр, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др. 2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье. 3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)? 7. Итог урока. Выставление оценок. С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Есть ли в селе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, и др.? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
3. Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание 1Есть ли у нас поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
1.Имеются ли у нас школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?
Заполнить таблицу : Характеристика развития нематериальной сферы в с.Бердигестях. 1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы села, используя предложенный перечень.
Другие
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– Оленеводство развита на Северном Кавказе.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Важнейшей зерновой культурой России является овес.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– Оленеводство развита на Северном Кавказе.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Важнейшей зерновой культурой России является овес.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– Оленеводство развита на Северном Кавказе.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Важнейшей зерновой культурой России является овес.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.