Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сетовская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Конспект урока по географии
в 5 классе (ФГОС)
по теме:
«Географическая карта.
Многообразие карт»
подготовила
учитель географии
Аликеева Сайма Раисовна
п. Сетово
2013
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Аликеева Сайма Раисовна, учитель географии МАОУ Сетовская СОШ
Класс: 5
Тема урока: Географическая карта. Многообразие карт.
Цели урока: 1. Предметные — Сформировать знание о географической карте как об источнике географической информации. Закрепить и систематизировать понятие «географическая карта». Ввести понятие «легенда карты, градусная сетка» Формировать метапредметные компетенции в ходе выполнения практической работы по ориентированию и измерению расстояний по карте, чтению карты, определению местоположения географических объектов, абсолютных высот и многообразие карт.
2.Создать условия для развития универсальных учебных действий: Личностных – осознают, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества. Познавательных – поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств (Интернета). Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критерий для сравнения. Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых корректив в план и способ действия. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция. Коммуникативных – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 3. Способствовать развитию интереса к географии, как к учебному предмету и области научных знаний, создать эмоциональную мотивационную основу для изучения темы
« Географическая карта. Многообразие карт»
5. Ожидаемые результаты: 1) Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятие географическая карта, знать многообразие карт. 2) Конструктивный уровень: систематизировать карты атласа по охвату территории, содержанию и масштабу. Определять направления и расстояния между географическими объектами по картам, абсолютную высоту горных вершин и глубину впадин. 3) Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с географическими картами, текстом, схемами, таблицами.
6. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
7. Тип урока: комбинированный.
8. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.
9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.
10. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Атлас 5,6 класса, Настенные карты, глобусы. ЦОР: электронный учебник, презентация.
Технологическая карта
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная деятельность | Регулятивная деятельность | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Актуализация знаний учащихся | Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами : Что такое план местности, условные знаки, глобус. | Отвечают на вопросы | Анализировать, выделять существенные признаки | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Высказывать своё мнение | Самоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы. |
Постановка темы и цели урока | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы | Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения | Выделять существенную информацию из разных источников. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Освоение нового материала | Распределяет учащихся по группам. Группы получают задания | Выполняют задания индивидуально, затем в группе | Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование | Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи | Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах | Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность |
|
|
|
|
|
|
| |
Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности | Представляют результаты своей исследовательской деятельности | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать | Выслушивают ответы учеников, задают вопросы | Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения | Самоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы | |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации | Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать | Выслушивают ответы учеников | Высказывать свою точку зрения | Проводят самооценку своей деятельности на уроке | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха |
Рефлексия | Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности |
| Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать |
| Высказывать свою точку зрения | Проводят самооценку своей деятельности на уроке | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха |
Постановка домашнего задания | Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает творческое задание. |
|
|
|
|
|
|
Географическая карта.
Он на листок бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертёж,
Горы, равнины, моря, океаны,
И города есть на карте и страны.
Приветствие учителем учащихся, настрой на урок.
-Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном составляющем науки география — о географических картах. Давайте сформулируем цель нашего занятия – узнать, что же такое географическая карта и поговорить о разнообразии географических карт.
Мотивация: По мере изучения нового материала мы будем подниматься на вершину горы «Успех», будем взбираться на самые известные вершины материков, каждая команда после выполнения задания поднимается на вершину выше и выше, цель которой вершина горы «Успех» и после выполнения различных этапов нашего урока вы будете оценивать свои достижения. А так же мы будем на интерактивной карте «устанавливать» флажки той горной вершины, которую покорили. Вершины гор Австралии — большого Водораздельного хребта – г.Косцюшко; Африки — вулкана Килиманджаро; Южной Америки — Анды (Аконкагуа); Северной Америки – Кордильеры (Мак-Кинли); Евразии – Гималаи Эверест (Джомолунгма) , он же гора «Успех», конечная цель нашего путешествия.
Каждая группа получает маршрутный лист и чётко выполняет все задания предложенные здесь. Для начала давайте посмотрим на глобус и вспомним, что же такое глобус и насколько удобно нам с ним работать.
Слушаем ваши варианты ответов, и не забываем покорять горные вершины. У глобуса есть недостаток – на нём нельзя видеть всю поверхность одновременно. (Флаг — Австралия)
Такую возможность даёт геогр. карта – плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности, на которой геог. объекты показаны с помощью условных знаков и масштаба (определение формулируют самостоятельно по карточке) (Флаг — Африка)
Какова история создания карт вы узнаете, поработав со слайдами презентации на ваших ноутбуках. Итак, время 3 мин. (Флаг — Ю. Америка)
Различия карт. Работа с презентацией (Флаг — С. Америка)
Способы изображения компонентов природы, географических объектов на географических картах. Работа с презентацией (Флаг — Евразия)
Рефлексия:
Успех – не редкость в нашем мире;
Но что такое есть успех?
Успех – отличная отметка;
Успех – удачный поворот;
Увы, успех приходит редко
(Хотелось бы наоборот)!
Сегодня вы все так успешны,
И на вершине той горы
Чтоб голова кружилась только,
Не от проблем, а от весны!!!
Итог урока: Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично — красные «4» хорошо — жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте. Спасибо за урок!
Маршрутный лист
путешествия на вершину
горы «Успех» (Эверест)
Недостатки глобуса и преимущества географической карты.
Дать определение географической карты.
Работа с презентацией, обратить внимание на слайды № 3, 5, 10, 14
Различие карт (Многообразие карт) Слайды 21, 22, 23
Способы изображения компонентов природы, географических объектов на географической карте. Слайд №24, 25
Спасибо за работу!
Поздравляем с покорением горных вершин!
Список использованной литературы
Крылова О.В. Интересный урок географии-М.: «Просвещение», 2000
Торопова Т.К., Кривоногова И.В. География. Новые стандарты: учимся работать — Волгоград , 2012
Рабочие программы. География 5-9 классы – М.: «Дрофа», 2013.
Интернет-источники
Фестиваль педагогических идей «1 сентября» https://festival.1september.ru/articles/566371/
Источники иллюстраций
Фотографии из личного архива
Интерактивная карта Демонстрационная версия автор Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Компьютерная реализация Корниенко П.А., Редакторы Панасенкова О.А., Курчина С.В., Демина Е.В.