Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»
Автор: Айсанова Нелля Амербиевна учитель географии.
Название образовательного учреждения: МКОУ «СОШ а Зеюко»


Описание:конспект разработан для проведения урока географии в 6 классе по разделу «Гидросфера».Данный материал будет полезен учителям географии. Конспект урока направлен на формирование у учащихся предметных знаний в области географии,метапредметных приемов работы,формирование читательской грамотности учащихся и развитие интереса к познанию окружающего мира. 
Цель: сформировать представление о реках как части вод суши.
Задачи: 
Образовательные: 
1.сформировать понятия «река»,исток»,«устье»,«длина реки»,«приток»,«речной бассейн»,«речная система»,«равнинная река»,«горная река»,«водопады»;
2.дать представление об основных частях реки;
3.научить устанавливать причинно-следственные связи характера, направления течения реки от характера рельефа, типа горных пород;
4.раскрыть роль рек в природе и жизни человека;
5.продолжить формирование умения описывать географический объект; показывать реки на географической карте.
Развивающие:
1.способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;
2.способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы;
3.способствовать развитию читательской грамотности учащихся,
4.способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательные: 
1.способствовать воспитанию эстетического вкуса
2.воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равниной и горной реки.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.
Оборудование: учебники, физическая карта мира, атласы, раздаточный материал.  
Планируемые результаты обучения:
•Личностные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельной и коллективной деятельности в процессе решения учебной задачи, расширение кругозора, проявление индивидуальных творческих способностей.
•Метапредметные результаты обучения:
развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний, обнаружения причинно-следственных связей, навыков работы в группе, составление описания по типовому плану, формирование читательской грамотности и развитие речи.
•Предметные результаты обучения:
учащиеся должны: знать/понимать основные понятия темы; части реки; отличия между речной системой и бассейном реки; типы рек по характеру течения; объяснять различия в характере течения горной и равнинной реки; причины появления порогов и водопадов; правила показывания реки на географической карте; определять по картам и описаниям разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек, показывать крупнейшие реки мира.
Методические приемы: эвристическая беседа, познавательные игры, работа с иллюстрациями учебника, практическая работа, проблемные творческие задания, подведение итогов.
Структура урока:
1.
Организационный момент. Приветствие учащихся, подготовка к уроку. Формирование  3 групп учащихся.
2.
Актуализация. Сегодня на уроке мы познакомимся с красивейшими природными объектами, на берегах которых с древних времен селился человек. Записываем тему урока «Реки». Каждый из нас хоть раз в жизни видел реку, купался в ней, но не каждый знает, что река это целый организм, имеющий свои особенности. Каждая река уникальна.
3.
Изучение нового материла.
Работа с учебником, составление схемы « Строение речной системы». С помощью рисунка 131 на стр. 148 определите, как называется место начало и конца реки (Исток и устье соответственно). Расстояние от истока до устья – длина реки. Как называются реки, впадающие в главную реку? (притоки). Как определить правый или левый приток? ( Необходимо мысленно встать в направлении от истока и устью). Река вместе с впадающими в нее притоками образует речную систему. Углубление, в котором протекает река, называется руслом. 
Река может начинаться в горах, покрытыми ледниками, вытекать из болота, озера или зарождаться из небольшого родника, бьющего из-под земли.  Но где бы ни начиналась река, исток всегда выше устья, именно поэтому вода в реках пресная. Устьем реки может служить другая река, озеро, водохранилище, море, океан. Зарисуйте схему « Строения речной системы».
Эвристическая беседа « Отличия горных и равнинных рек». Каждая река имеет свой характер, свой неповторимы облик. Подумайте, какие черты присущи горным рекам, а какие равнинным? ( Горные реки быстрые, узкие, с прямым руслом. Равнинные реки более медленные, широкие, извилистые). Практическая работа « Описание реки по типовому плану». 
Практическая работа « Описание реки по плану и карте». Для описания рек разработан план. С помощью плана и физической карты мира выполните задание №1 в бланке заданий. Выберите одного участника, который озвучит ваш ответ.
Игра « Экскурсия по реке». Рекам посвящено много песен, стихов, рассказов, их описание часто встречается в литературных произведениях. Предлагаю вам сыграть в игру « Экскурсия по реке». В задании № 2 у вас дано описание рек- рекордсменов. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы. С помощью карты определите реку. Представьте, что вы оказались в роли экскурсовода, составьте рекламный лозунг с описанием реки и представьте ее. ( После представления каждой реки учитель поясняет, что река Нил является самой длинной рекой в мире, река Амазонка –крупнейшая в мире по площади речного бассейна и самая полноводная река, река Волга- крупнейшая река Европы).
Игра «Да- нет». А сейчас я предлагаю вам сыграть во вторую игру «Да- Нет». Вы должны выполнить здание №3, выбрать участника, который будет отвечать на вопросы противоположных команд. Отвечать на вопросы, можно только «Да» или «Нет». Задача других команд отгадать какая река загадана. 
Решение кроссворда. Очень часто реке приходится преодолевать природные препятствия на своем пути, срываясь со скалы или уступа, вода образует водопад. Водопады бывают разной высоты, разгадав кроссворд, вы узнаете название самого высокого водопада в мире. (Кроссворд может быть составлен в произвольной форме). Ответ водопад Анхель.
Эвристическая беседа. Каково же значение рек в природе, хозяйственной деятельности людей? 
С древних времён реки используются в качестве источника пресной воды, для добывания пищи (рыболовство), для транспортных целей, в качестве защитной меры, разграничения территорий, как источник неисчерпаемой (возобновляемой энергии (вращение машин (например, водяная мельница) или турбин ГЭС), для купания, орошения сельскохозяйственных угодий и как средство избавления от отходов. Реки играют важную роль в определении политических границ и защиты страны от нашествия внешних врагов.
Сегодня мы познакомились со строением речной долины, узнали какие бывают реки, как правильно описывать реку, где расположены крупнейшие реки мира, каково значение рек.
Домашнее задание: §38, найти стихи про реки, составить кроссворд «Реки».

Свежие документы:  Урок по теме: География транспорта РФ



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: