Конспект урока по географии в 8 классе «Земля у нас одна»


ОГБОУ « Мосоловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»






Конспект урока по географии
в 8 классе
«ЗЕМЛЯ У НАС ОДНА !»

подготовила учитель географии


Муханова Ирина Вячеславовна






























Мосолово 2013 год

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Образовательные:

  • закрепление, систематизация знаний по теме «Природа России».

2. Воспитательные:

  • расширение и конкретизация экологических знаний обучающихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды через выявление отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

3. Развивающие:

  • самостоятельная формулировка экологических законов природы.

ЗАДАЧИ:

  • повторить характеристику компонентов природных комплексов;

  • конкретизировать взаимосвязь компонентов природного комплекса на основе экологических цепочек;

  • формирование умений в литературно-художественных произведениях находить описание компонентов ПК для узнавания географических мест;


ТИП УРОКА: урок обобщающего повторения на основе содержательной

интеграции.

ИНТЕГРАЦИЯ: география- биология (экология).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: настенная карта «Физическая карта России», презентация Земля у нас одна.



ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

(проверка готовности к уроку, цели, задачи, тема урока, показ слайд фильма)

«Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга»

(Н.Забила)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА:

1. Определить о каком природном компоненте идет речь:

а) Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни на Земле, человек может без него существовать только 3 дня. Климатолог А.И. Воейков писал, что это… «продукт климата» (вода);
б)
этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность (климат);

в) этот природный компонент определяет внешний вид территории, предохраняет поверхность от разрушений внешними процессами, влияет на поверхностные и грунтовые воды, его распространение зависит от климатических условий и характера почв (растительность);

г) этот природный компонент очень разнообразен, приспосабливается к определенным условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв (животный мир);

д) В.В.Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом природы», он отражает взаимосвязи всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия (почва);


  1. По стихотворному произведению узнать ПЗ и перечислить те особенности, которые позволили определить данную ПЗ:

а) Пышны серверные зимы, 6-месячные ночи.

Льды застыли, недвижимы, в бахроме из снежных клочий.

Волны дерзкие не встанут, гребни их в снегу затихли.

Ураган морской обманут, обо льды стучится в вихре;

Чаще царствует молчанье, сон в торжественной пустыне;

Мир без грез, без содроганья в полутьме немеет, стынет. (Валерий Брюсов, 1898-1900)

/ арктическая пустыня/

б) Она широко на просторе поперек и вдоль лежит,

Словно огненное море зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый, не пахнет на душный день

С небе ветерок крылатый, ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный, раскалились. вся гола;.

Кое-где пред хатой бледной сохнет голая ветла. (П Вяземский. «Степь»)


в) Летела гагара, летела гагара, на вешней заре.

Летела гагара с морского утеса на почвой сырой.

А там на болотах, а там на болотах брусника цвела.

А там на болотах дымились туманы. Олени паслись… (Н.И.Тряпкин)

/тундра/


г) Взобрался я сюда по скалам; с каким трудом на кручу влез!

Внизу бурун терзает море, кругом, по кочкам, мелкий лес….

Пигмеи- сосенки! Лет двести любой из них, а вышиной едва- едва кустов повыше;

Что ни сучок – больной , кривой. Лет двести жизни трудной скучной, и рост такой…

/ лесотундра/ ( К.К.Случевский)


д) Среди долины ровной на главной высоте

Цветет, растет высокий дуб в могучей красоте.

Высокий дуб развесистый один у всех в глазах,

Один, один, бедняжечка, как рекрут на часах!

Взойдет ли красно солнышко, кого под тень принять?

Ударит ли погодушка, кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявые, ни ивы близ него, ни кустики зеленые не вьются вкруг него

/ лесостепь/ (А.Ф. Мерзляков)


Е) Здесь нет земли. Пласты лесного праха на целый метр. Коряжник, бурелом.

Исчерчен воздух, точно злая пряха

Суровой нитью вкось, насквозь, кругом

Его прошила – цепкой нитью прутьев,

Сучков, ветвей, скрепив их, как бичом,

Черномалинником и плющем. Как пробиваться?

/ тайга/ ( Д.Андреев)

3. Отгадав шарады можно вспомнить небольшие природные комплексы:

А) Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой,

Но если «Л» на «Н» сменяешь, сибирской стану я рекой (Елисей-Енисей);

Б) Я – сибрская река, широка и глубока,

Букву «Е» на «У» смени- стану спутником Земли. (Лена-Луна)


В) К названию животного приставь одну из мер-

Получишь полноводную реку в СССР (Волга);


Г) Первый слог мой – нота,

Буква – слог второй, целое- широко разлилось рекой (Дон)


Д) Я не груша и не слива, я другой душистый плод.

Пожелаешь стать заливом – это вмиг произойдет.

Нужно только и всего «А» поставить вместо «О». (Лимон-лиман).


4. Назвать новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц, поговорок, эпизодов из русских народных сказок:


А) «Каждый кулик свое болото хвалит» (тесная связь организма со средой своего обитания. Его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях)


Б) «Репу да горох не сей подле дорог» (загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами вблизи автотрасс);


В) «Пока гром не грянет, мужи не перекрестится» (отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах, запоздалое осознание и понимание последствий влияния человека на окружающую среду)


Г) «Ложка дегтя портит бочку меда» (сброс малых объемов токсичных отходов в реки, попадание нефти в моря и океаны в результате аварий);


Д) «Черного кобеля не отмоешь добела» ( невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера);


Е) «Что имеем не храним- потерявши плачем» (расточительное отношение к природным ресурсам)


Ж) «Лес рубят- щепки летят» ( необходимость полнее использовать отходы и вторичное сырье, влияние строительства объектов на окружающую среду);

З) «Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться» (сброс в отвалы ценного минерального сырья, загрязнение окружающей среды и последствия этого – проблемы со здоровьем человека).


И) фраза «Не пей из копытца – козленочком станешь из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»- как предостережение от использования загрязненной воды.

К) «Течет, течет не вытечет, бежит, бежит не выбежит» — незарегулированный сток неочищенных вод с заводов и фабрик

Л) эпизод с яблоком из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях»- аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов и ядохимикатов.

М) «Зимой в поле лежали, весной в реки побежали»- минеральные удобрения, внесенные на поля с талыми водами попадают в реки.


5. Построить экологически цепочки взаимосвязей компонентов:

«мышь- сыр»

(мышь — гнезда шмелей – урожай клевера – удой молока – количество сыра);

«коршун – яблоки»

(коршун – мелкие птицы – личинки вредителей – яблоки ).


3. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Сформулировать и объяснить экологические законы природы: 1. «Все связано со всем»

2. «За все надо платить»

3. «Все куда-то надо девать»

4. «Природа знает лучше».


4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Подведение итогов урока: какие задания были интересными, познавательными, что вызвало затруднения.


Используемая литература

1.Учебник В.П. Дронова, И.И. Баринова, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе

8 кл. — М.: « Дрофа»,2012 год

2.География России. Природа и население.Издательство – Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования Российской Федерации, 2005г

5


Свежие документы:  Использование ИКТ на уроках географии и природоведения

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: