Муниципальное казённое образовательное учреждение
Еремеевская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока географии в 6 классе
на тему: «Ветер-великий невидимка»
Урок разработала: учитель географии 1 категории
Шарова Светлана Владимировна
2013 год
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………..3
2.Разработка урока: «Ветер-великий невидимка»………………..4
2.1.Интеллектуальная атака…………………………………… 5
2.2 Мотивация и самоопределение к учебной деятельности…….5
причины образования ветра………………………………..6
скорость ветра………………………………………………..7
направление ветра…………………………………………..8
сила ветра по шкале Бофорта………………………………9
2.3. Практическая работа………………………………………….10
построение розы ветров;
2.4.Виды ветров…………………………………………………….11
«Знаете ли вы?» дополнительная литература;
2.5. Значение ветров………………………………………………..13
работа с книгой,
работа в парах;
2.6. Рефлексия учебной деятельности.……………………………15
2.7. Итог урока.
3. Заключение………………………………………………………… 16
4. Литература……………………………………………………………17
Введение
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, уметь учиться.
Для улучшения качества знаний учащихся, на уроке использую различные виды деятельности, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.
Считаю, что основная проблема урока — повышение качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления — эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся, применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты.
Повышенный интерес учащихся к проектно-исследовательской деятельности на уроках географии, использование в обучении цифровых образовательных ресурсов, проектирование разных типов интересных занятий, всё это приносит положительный результат. За период с 2010 по 2013 год отмечена позитивная динамика учебных достижений обучающихся, растёт качество знаний по предмету география, повысился средний балл, мотивация учащихся к участию в исследовательских проектах, олимпиадах, конкурсах.
Цель: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление об образовании, причинах возникновения, направлении, силе и о роли ветра. Ознакомить с видами ветров.
Развивающая: развивать умение выделять главное, строить «розу ветров» и читать ее, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить, связывать научные представления с реальной жизнью.
Воспитательная: продолжить экологическое воспитание учащихся, воспитать в них любовь к родной природе, чувства бережного отношения к окружающему миру, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, свеча для демонстрации опыта, анемометр, раздаточный материал.
Тип урока: урок формирования знаний
Планируемый результат
Учащиеся должны: знать /понимать причины образования, возникновения, направления, силы, роли ветра. Основные виды ветров; какие ветры называются пассаты, муссоны, местные ветра, их географию. Уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра). Приводить примеры значения ветров для природы и человека; объяснять образование ветров и их разную скорость.
Основные термины и понятия: ветер, флюгер, анемометр, «роза ветров», шкала Бофорта, местные ветры- бриз, фен, бора; постоянные ветры- пассаты, муссоны, западные ветры, значение ветров
Ресурсы
Учебник: Т.П.Герасимова ,Н.П. Неклюкова . Начальный курс географии. Москва. «Дрофа»,2008г.
В помощь учителю методические пособия разработанные под редакциями: Н.А. Никитиной, И.И.Нагорной, Т.Н. Воробцовой, Н.А.Касаткиной.
Ход урока
1.Интеллектуальная атака
Вам уже известно, что наша Земля – это планета, маленькая частичка в огромной Вселенной. Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек, или сфер. Какие?
-Что вы знаете об атмосфере? (воздушная оболочка Земли)
— Из каких слоёв состоит атмосфера?
— Частицы каких газов образуют смесь под названием воздух?
— В каком слое происходят изменения погоды?
— От чего зависит температура воздуха? (от величины угла падения солнечных лучей
Что нагревается быстрее суша или вода? (суша)
2. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Опыт (учитель держит полоски папиросной бумаги над зажженной свечой) Они поднимаются. Почему?
Объяснение: теплый воздух (как более лёгкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги, значит воздух движется, перемещается.
Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде. (ветер)
2.1Что такое ветер? Ветер — движение воздуха в горизонтальном направлении.
Прозрачен воздух и бесцветен, Мы чувствуем движенье – ветер,
Но все же существует он. И знаем, воздух есть и он не сон.
«Ветер – великий невидимка»
Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым.
Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи.
А от чего нагревается воздух атмосферы?
А одинаково ли нагревается суша и вода?
Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом.
Вы уже знаете, что тёплый воздух более лёгкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух из соседних областей перемещается на его место. Движение воздуха является причиной образования ветра
Белым-бело на свете белом,
Льдом звонким скованы пруды.
В саду наигрывает ветер,
Как музыкант, на все лады. И. Осмухина
2.2 Как возникает ветер? При приближении к большому водоему жарким летним днем чувствуется, что от воды дует прохладный ветерок. Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается ввысь. Давление над сушей падает. Холодный воздух со стороны водного пространства перетекает на сушу, занимая место поднявшегося вверх теплого воздуха. Так возникает ветер.
2.3Причины образования ветра. Объяснение учителя.
Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
Вопрос. А почему дует ветер?
Характеристика скорости ветра
Ветер всегда дует из области ВД в область НД. ( примером может быть неравномерное нагревание суши и водоёма в жаркий летний день) Он обладает скоростью, направлением и силой.
Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер
Скорость ветра (м/с, или кмч), определяется с помощью прибора анемометра
На направление ветра так же влияет отклоняющая сила полушарий (в право-СП, в лево-ЮП)
В каком направлении будет дуть ветер в этих случаях?
Где будет сильнее ветер?
760мм 720мм 3)763мм 758мм
740мм 720мм 4)755мм 762мм
Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
2.4Направление ветра
Направление ветра – это направление, откуда дует ветер. Существуют главные направления (С, Ю,З,В) и промежуточные (СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ).
Направление ветра определяется с помощью флюгера. Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.
График, на котором показано направление ветра, данной местности, называется розой ветров (объяснение проводится по январской розе ветров)
Работа с учебником
Задание. Ветры, какого направления преобладали во Владивостоке в июле, сколько дней они дули? Какой ветер дул 4 дня? Сколько дней ветра не было?
Практическое построение розы ветров для своей местности
2.5 Сила ветра
Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. Лишь в 1874 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-ти бальная, а в Америке 17-ти бальная.
Знакомство с таблицей
Самые сильные ветры на Земле 104 м/с – зарегистрированы 12.04.1934г. на горе Вашингтон (США). Какой силы ветер? (12б, ураган)
Самые сильные ветры у земной поверхности отмечены в Антактиде на Земле Адели: 87м/с, отдельные порывы достигали до 90м/с. (крепкий шторм)
На станции Моусон более 300 дней в году были отмечены штормовые ветры.
Какова скорость таких ветров?
Шкала Бофорта отражает силу ветра на поверхности . Шкала 12-ти бальная.
Скорость ветра, м/с (км/ч) | Влияние ветра на наземные предметы | |
0.Полный штиль | 0,0 – 0,5 (0)
| Дым поднимается вертикально. Вымпелы и листья на деревьях неподвижны |
1.Очень легкий (тихий) | 0,6 – 1,7 (4)
| Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра. Листья и вымпелы неподвижны. |
2.Легкий ветер | 1,8 – 3,3 (9)
| Слегка колеблется вымпел; листья шелестят. Ощущается лицом как легкое дуновение. |
3. Слабый ветер | 3,4 – 5,2 (16) | Колеблет флаги и небольшие ветки с листьями; рябит поверхность стоячих вод |
4.Умеренный ветер | 5,3 – 7,4 (23) | Вытягивает вымпелы, колеблет ветки деревьев и без листвы; поднимает с земли пыль, обрывки бумаг |
5.Свежий ветер | 7,5 – 9,8 (31)
| Вытягивает большие флаги, начинает колебать большие деревья; образует небольшие волны на поверхности стоячих вод. Свистит в ушах |
6.Сильный ветер
| 9,9 – 12,4 (40) | Колеблет большие голые сучья, свистит около домов и других неподвижных предметов. На гребнях волн в стоячих водах образуются отдельные «барашки». Слышно гудение телеграфных проводов |
7.Крепкий ветер
| 12,5 – 15,2 (50) | Колеблет стволы небольших деревьев; на гребнях волн в стоячих водах многочисленные «барашки». Ходьба против ветра затруднена |
8.Шторм | 15,3 – 18,2 (60) | Колеблет большие деревья, ломает ветки и сучья; заметно задерживает всякое движение против ветра |
9. Сильный шторм | 18,3 – 21,5 (72) | Ломает большие голый сучья деревьев, сдвигает с места легкие предметы, повреждает крыши |
10.Крепкий шторм | 21,6 – 25,1 (84) | Вырывает с корнем деревья, производит значительные разрушения |
11.Жестокий шторм | 25,2 – 29,0 (97) | Производит большие разрушения |
12. Ураган | Более 29,0(более 105) | Производит опустошение |
Шкала Бофорта. Влияние ветра на поверхности моря
Сила волнения в баллах | Влияние ветра на поверхность моря | |
0 | Зеркальное море | |
1-2 | 1 | Образуются небольшие волны без «барашков» |
3 | 2 | Короткие хорошо выраженные волны, гребни их начинают опрокидываться, пена стекловидная |
4 | 3 | Волны длиннее, местами пенящиеся «барашки»; прибой начинает шуметь |
5 | 4 | Волны длиннее, все море в барашках, шум прибоя сильнее, непрерывным рокотом |
6 | 5 | Образуются гребни большой высоты, с пенящимися вершинами. Прибой сопровождается глухими раскатами |
7 | 6 | Волны громоздятся и производят разрушения. Ветер срывает белую пену, стелет полосами. Шум прибоя слышен издали |
8 | 7 | Высота и длина волн значительно увеличиваются. Пена ложится по воде густыми полосами. Шум в открытом море раскатами |
9-10 | 8 | Высокие гороподобные волны с опрокидывающимися гребнями. От пены – белая вся поверхность моря. Шум в открытом море ударами |
11-12 | 9 | Высота волн так велика, что за вершинами скрываются корабли, полосы пены вытянуты по поверхности моря. Верхушки гребней скрываются водяной пылью. Раскаты моря превращаются в сплошной грохот. Водяная пыль с гребней становится настолько густой, что значительно уменьшается видимость |
3. Виды ветров
Ветры наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на : местные и постоянные ветры.
1.На берегах морей, крупных озер в течение суток ветер меняет свое направление два раза. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море. Такой прибрежный ветер называется бризом. Бриз образуется потому, что над морем и сушей создается разница в атмосферном давлении. Днем над морем давление больше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бриз (фр. brise – легкий ветер) — местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов по шкале Бофорта. Бризы захватывают лишь узкую полосу побережья – до нескольких километров
Попробуйте дать определение бриза? (Ветер- меняющий своё направление два раза в сутки)
2.Фен (нем., от лат. favonius – теплый западный ветер) – теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается. Фен продолжается обычно менее суток.
3.Бора (ит. bora от греч. boreas – северный ветер) – сильный порывистый ветер, возникающий, когда, холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо-западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.
4.Еще в древние века когда морские просторы бороздили парусники, многие арабы летом отправлялись в сказочную страну Индию. В это время Ю-З ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро доплывали до полуострова Индостан. Они оставались там долго до самой зимы, загружая свои корабли необходимым товаром. А когда шли обратно зимой, попутный ветер, дующий в обратном направлении опять подгонял их корабли. Ветер , который так помогал арабы назвали «маусин», то значит «время года, сезон», позже французы стали называть его по своему муссон.
Ветры, которые меняют направление дважды в год, называются муссонами
5.Пассаты — название постоянных ветров, которое происходит от испанского словосочетания viento depasada, — что означает «ветер, благоприятствующий переезду». Эти ветры действительно благоприятствовали движению парусных судов, так как устойчиво дуют на протяжении всего года вдоль экватора.
6. У экватора поверхность Земли сильно прогревается, нагретый воздух расширяется, становится легче и поэтому поднимается, образуя близ экватора низкое давление. У полюсов — наоборот: под действием низких температур воздух охлаждается, становится более тяжелым и опускается. Поэтому у полюсов давление повышенное. Таким образом, воздух как бы растекается от полюсов к экватору. Но вследствие вращения Земли потоки воздуха, отклоняясь к востоку, охлаждаются и формируют пояс высокого давления у 30° с.ш. и ю.ш. Здесь дуют постоянные западные ветры.
Задание. Ребята, сейчас посмотрите на рисунки и сопоставьте со Шкалой Бофорта (как влияет ветер на наземные предметы) прочесть определение
Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.
Буря — очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжительный ветер.
Смерч (торнадо) представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 м), в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.
А знаете ли вы?
В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:
«женатый»-оз.Селигер стихает на ночь,
«мужичий»-северный ветер на Дону,
«бабий ветер»-слабый камчатский с хорошей погодой,
«гнилой ветер»-с Ю-З от Волги, с плохой погодой,
«плакун»-с З от Архангельска с дождём
4.Значение ветров
Работа с книгой
Откройте учебники на стр. 94. Найдите пункт 5. В течение 2 минут изучите его и выделите основные значения ветра в жизни человека.
4.1 Работа в парах.
— Расскажите друг другу то, что вы узнали из этого пункта.
— Что нового вы узнали, прочитав этот пункт?
Ветер великий в природе работник, вспомните Пушкина
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,…..
Ветер перегоняет тучи, облака, чтобы дождь и снег были над всей поверхностью земли
Взгляни на небосвод, повсюду облака плывут послушные ветрам, и громоздят они причудливые формы. В. Гюго
Люди ещё в древности поняли, что лодка без вёсел может плыть, был бы ветер
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
он бежит себе в волнах на раздутых парусах. А.Пушкин
Очищает воздух (уносит газы автомобилей, заводов, дым из труб)
Вырабатывает электроэнергию (полярники получают свет и тепло используя ветряные двигатели, а американцы качают воду из скважин)
Ветер «съедает» горы, сглаживает их
Ветром переносятся семена растений, трав, кустарников, споры грибов.
На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля — ветер.
4.2 Какие пословицы и поговорки, стихи о ветре вы знаете?
Держать нос по ветру.
Ищи ветра в поле.
Бросать слова на ветер.
В голове ветер гуляет.
Ехать с ветерком.
5. Рефлексия учебной деятельности.
Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:
– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).
Д/З: Стр.99-101
6. Итог урока.
— Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?
— Какие новые знания вы получили?
Понравился вам урок или нет? Почему?
Заключение
Эффективность учебно-воспитательного процесса находится в прямой зависимости от профессиональной подготовки учителя. Приобретаемые знания помогают из обилия примеров и видов работы выбрать своё, внести в обучение творческое начало, свежую струю.
Выбирая профессию педагога, я взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем-воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения, общения, шагать в ногу со временем. Не зря говорят, что педагог это образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что делает учитель. Сегодняшние изменения в образовании заставляют взыскательнее и самокритичнее анализировать свою деятельность, отказаться от шаблонных форм и методов, а работать свободно и творчески, чтобы поднять учебно-воспитательный процесс на новый качественный уровень.
Литература
1.Учебник: Т.П.Герасимова ,Н.П. Неклюкова . Начальный курс географии. Москва. «Дрофа»,2008г.
2.В помощь учителю методические пособия разработанные под редакциями: Н.А. Никитиной, И.И.Нагорной, Т.Н. Воробцовой, Н.А.Касаткиной.
3.Г.П. Пивоварова. За страницами учебника географии.
4.Атлас
16