Конспект урока по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 класс

Колтакова Галина Николаевна

МБОУ «Петропавловская СОШ» Петропавловского района

учитель географии

Игра «Геобизнес».

Урок проверки знаний по теме « Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 класс ( слайд1)

Цели: — проверить и определить уровень знаний обучающихся по изученной теме: знания особенностей вод России; размещение внутренних вод; типы вод; режим и питание; знания основных понятий и расположение географических объектов по изученной теме;

— развивать познавательную активность через игровую ситуацию, мышление, умение работать в паре, группе, умение оценивать работу друг друга;

-способствовать развитию положительных эмоций;
— воспитывать чувство ответственности, товарищества.

Оборудование: акции и задания в виде раздаточного материала презентация

Целесообразность выбранной формы урока:

Учащиеся овладевают не только географическими знаниями, но и вырабатывают умения работы в паре, в группе, оценивания друг друга. Вырабатывается чувство ответственности и товарищества. В процессе проведения этого урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой проведения урока (имитируется участие в бизнесе), что способствует развитию положительных эмоций. А в целом увеличивается интерес к предмету.

Методика проведения:

  1. Составить вопросы по типам заданий. Количество вариантов должно соответствовать количеству отвечающих в группе. Составить тест

  2. Заранее заготовить акции.

  3. Определить состав учащихся в группе, на одного консультанта определена группа из 4 человек

Ход урока

I Организационный момент.
II Постановка целей урока. Вводная беседа.
III Объяснение хода игры.

2 слайд: Геобизнес.

Учитель: Сегодня у нас с вами интересная игра, которая проверит ваши знания по теме «« Внутренние воды и водные ресурсы России». Я официально разрешаю вам подсказывать друг другу, а вернее подсказывать вам будет ваш консультант.

Сегодня на уроке я буду «банкиром» (для ускорения сдачи зачета можно подготовить еще отдельного ученика «банкира»), а каждый из вас является «Владельцем» пакета акций, их количество определяется количеством вопросов в вашей карточке умноженные на два: 16 вопросов в карточке — значит каждый из вас получает по 32 акции. Если вы при ответе на поставленный вопрос испытываете затруднения, то можете обратиться за помощью к своему Консультанту. В том случае, если Консультант оказал вам помощь, вы ему оплачиваете услугу одной акцией. В случае если Консультант вашей группы не может дать ответ на вопрос, то он имеет право пригласить Консультанта из другой группы. Если приглашённый Консультант успешно справляется с заданием, он получает оплату не только с Владельца (одну акцию), но и с того консультанта, который его пригласил (оплата дороги, гостиницы)- одна акция. При сдаче зачёта за каждый неверный ответ Владелец, обязан сдать банкиру по одной акции, если не обращались к Консультанту. Если владелец по вопросу, на который дал неверный ответ обращался к Консультанту, то Консультант сдает банкиру 2 акции.

Учитель (банкир) вручает ученикам (Владельцам) пакет акций и лист с вопросами зачета.

После сдачи работы подсчитывается количество оставшихся у вас акций. 3слайд: от 60% до 75% акций — оценка «удовлетворительно»

от 76% до 90% акций — оценка «хорошо»

от 91% до 100% акций — оценка «отлично».



4.Самостоятельная работа учащихся. Работа «консультантов».

Вопросы для «владельцев»

1-й вариант

Дать определение понятиям:

1.Уклон реки (Отношение падения к длине реки или падение реки на километр длины реки)

2.Исток (начало реки)

3.Ледостав (Время ,когда реки покрыты льдом)

4. Подземные воды (Воды расположенные в верхней части земной коры)

5.Паводок (Внезапный подъем уровня воды в реке)

Ответить на вопрос

  1. Привести примеры рек с весенним половодьем. Почему у реки Амур нет весеннего половодья? (Бия, Обь, Ануй…В бассейне Амура из-за муссонного климата выпадает незначительное количество осадков за снега, поэтому его весеннее таяние не вызывает значительного подъема уровня воды в реке)

Отметить на контурной карте следующие географические объекты:

1.р. Волга

2.р. Печора

3.Телецкое озеро

4. Ладожское озеро

5.Рыбинское водохранилище

Тест

1.Большинство рек России имеет питание:

А) дождевое;

Б) ледниковое;

В) снеговое;

Г) смешанное.

2. Размыв горных пород, почв текущей водой называется:

А) аккумуляция;

Б) эрозия;

В) падение реки.

3. Реки бассейна внутреннего стока:

А) Урал;

Б) Дон;

В) Кама;

Г) Северная Двина

4. Основные причины распространения болот:

А) плоский рельеф;

Б) расчлененный рельеф;

В) коэффициент увлажнения больше 1;

Г) недостаточное увлажнение;

Е) многолетняя мерзлота;

Ж) близкое залегание грунтовых вод;

З) тектонические впадины на земной поверхности.

5.Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря:

А) эстуарий;

Б) дельта

2-й вариант

Дать определение понятиям:

1.Снеговая линия (Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед)

2.Артезианский колодец (Скважина по которой поступает на поверхность межпластовая вода)

3. Режим реки( Распределение стока реки в течении года)

4.Водохранилище (Крупный искусственный водоем созданный на реках)

5.Твердый сток (Переносимый рекой материал: песок, ил)

Ответить на вопрос

1.Что способствует образованию болот, где особенно много крупных болот в нашей стране? (большое количестве осадков, малое испарение, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, близкое залегание грунтовых вод.)

Отметить на контурной карте следующие географические объекты:

1.р. Дон

2.р. Амур

3 р. Лена

4.Озеро Баскунчак

5 Каспийское море-озеро

Тест

1.Самая полноводная река России:

А) Енисей;

Б) Лена;

В) Амур;

Г) Волга.

2.Внезапный подъем уровня воды в реке:

А) половодье;

Б) наводнение;

В) паводок.

3.Пограничными реками являются

А) Волга;

Б) Амур;

В) Енисей;

Г) Уссури.

4. Реки бассейна Тихого океана:

А) Уссури;

Б) Анадырь;

В) Колыма;

Г) Амур

5.Самые большие площади горное оледенение занимает:

А) на Кавказе;

Б) на Алтае;

В) на Саянах;

Г) на Урале.



3-й вариант

Дать определение понятиям:

1.Болото (Переувлажненный участок местности поросший влаголюбивой растительностью)

2.Многолетняя мерзлота (Слой горных пород, не оттаивающий в течении длительного времени, до тысячи лет)

3.Водные ресурсы (Воды суши, пригодные для хозяйственного использования)

4.Межень (Низкий уровень воды в реке)

5. Сель (Грязекаменные потоки)

Ответить на вопрос

1.Почему европейская часть России, несмотря на большее количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?

( Распределение водных ресурсов зависит не только от количества осадков, но также от величины испаряемости и наличия многолетней мерзлоты. В азиатской части России наличие многолетней мерзлоты затрудняет просачивание воды, что делает более полноводными реки. Также, на востоке ниже испаряемость из-за менее продолжительного лета)

Отметить на контурной карте следующие географические объекты:

1.р. Обь

2.р. Нева

3.р. Енисей

4. озеро Байкал

5.Братское водохранилище

Тест

1.Укажите ошибку. Причиной образования болот является:

А) избыточное увлажнение;

Б) плоский рельеф;

В) расчлененный рельеф;

Г) вечная мерзлота.

2. Самую большую высоту над уровнем моря имеет озеро:

А) Таймыр;

Б) Ханка;

В) Байкал;

Г) Ладожское.

3. Большинство рек России имеет смешанное питание с преобладанием:

А) дождевого;

Б) снегового;

В) подземного;

Г) ледникового.

4. Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:

А) рек;

Б) озер;

В) подземные;

Г) ледников.

5. Большинство озер Европейской части России :

А) бессточные и соленые;

Б) сточные и пресные;

В) бессточные и пресные;

Г) Сточные и соленые.

4-й вариант

Дать определение понятиям:

1. Наводнение (Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности)

2. Падение реки ( Превышение истока реки над устьем)

3. Половодье (Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке)

4.Ледник (Скопление льда на суше)

5. Годовой сток (Это количество воды, протекающее в речном русле за год)

Ответить на вопрос

1.Какие особенности речной сети России связаны с климатом, какие с рельефом? ( С рельефом: направление реки, характер течения, падение и уклон реки)



Отметить на контурной карте следующие географические объекты

1.р. Анадырь

2.р. Лена

3.р. Ангара

4.Онежское озеро

5.озеро Чаны

Тест

1.Наиболее сильная заболоченность в России характерна для бассейнов:

А) Волги и Камы;

) Северной Двины;

В) Амура и Уссури;

Г) Оби и Иртыша.

2.Горной рекой является:

А) Терек;

Б) Урал;

В) Печора;

Г) Дон.

3. Наиболее лавиноопасным сезоном является:

А) зима;

Б) весна;

В) лето;

Г) осень.

4. Наиболее сильная заболоченность характерна для:

А) Среднерусской возвышенности;

Б) Западно — Сибирской равнины;

В) Прикаспийской низменности;

Г) Среднесибирского плоскогорья.

5. Реки бассейна Северного Ледовитого океана:

А) Енисей:

Б) Дон:

В) Обь

Г) Амур;

Д) Северная Двина

V Сдача зачёта ученика (Владельца акций) банкиру ( учителю , ученику)

VI Итог урока (Подсчет акций)

Учитель: Ребята, теперь вы знаете сколько вы набрали акций и какая выходит у вас оценка. Если у кого-то в группе возникло желание помочь своему товарищу, вы можете одолжить ему свою акцию, но учитывая , что у вас их будет меньше.

выставление оценок (слайд3)

Vll Рефлексия (слайд4)

— понравилась ли вам такая форма проведения урока?

На краю парты лежат листочки с рисунками озер разного цвета.

Если вам понравился урок возьмите рисунок с голубым цветом, не понравился с черным, что-то среднее – белый цвет поднимите вверх.

А что больше всего понравилось в проведении урока?

Что меньше всего понравилось в проведении урока?

Vlll Слайд 5. Домашнее задание: просмотреть вопросы работы, по которым испытывали затруднения. Составить кроссворд «Внутренние воды России»





















Свежие документы:  Урок географии в 8 классе «Реки России»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: