Конспект урока по Географии «Вселенная» 5 класс

Обобщающий урок по теме: «Вселенная» — 5 класс.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сообщение и темы и целей урока (“Вселенная”) . Мы отправимся во Вселенную. Слайд 1 тема

Ученица

(стоит перед классом с подносом в руках) .

Ой вы гости – господа
Долго ждали вас сюда
Вас встречаем звёздным хлебом
И земной водицей
Мы вам рады, встрече рады
Рады подружиться!

Поднос с хлебом вручается гостям.

Учитель: А попали вы все на посиделки. ЗВЁЗДНЫЕ ПОСИДЕЛКИ! Посмотрите, послушайте, что во Вселенной делается!

2. Ученица

Вас приветствуем частушкой
Мудростью народной
А ещё проверим знанья,
Если вам угодно …

Выходят частушечники.

1 ученик

Три слона на черепахе
Утомительно стоят.
На спине у них Земля,
Окружила их змея.


Учитель: Кто в древности думал именно так? (индийцы)

2 и 3 ученики

Неподвижная Земля в центре у Вселенной,
А вокруг мелькают сферы
В танце неизменном.
А на сферах все планеты,
Есть и Солнце и Луна,
Есть и двигатель Вселенной …
Не пойму я чьи слова? …

Учитель: О чьей системе мира спели ребята? (О системе Аристотеля) Слайд 2 Системы мира отличия, Аристотеля (8 сфер), и Птолемея (5 сфер) Земля в центре.

Ученик

Он считал давным-давно:
Солнце в центре у Вселенной,
Но никто его не слушал
И теория о мире
Оставалась неизменной.

Учитель: Так кто же первым установил, что в центре Вселенной Солнце, а не Земля, как думал Аристотель? (Аристарх Самосский) а так же Николай Коперник в центр ставили Солнце, продолжил его учение.

4 и 5 ученик

О строении Вселенной
Думали учёные,
А ученые, известно,
Люди увлечённые …

Первый всем подал идею,
А второй сгорел в костре,
Ну, а третий отказался
От навязчивых идей!

Учитель: Кто эти учёные? (1 – Н. Коперник, 2 – Д. Бруно, 3 – Г. Галилей) Слайд 3 (Коперник, Галилей, Бруно)

Учитель: А, теперь поговорим о Соседях солнца. Слайд 4 (структура планет Солнечной системы)

Три старушки-веселушки
Каждый вечер напролёт
Спорят, спорят о планетах
Вот он спор, уже идёт.

3. (3 девочки в костюмах бабушек)

— Знаешь, Марья, в честь кого назвали самую большую планету Юпитер?

— А как же Дарья. Я по телевизору слыхала, был такой бог в Древней Греции, самый главный, его Юпитером кликали.

— Да, что вы, бабоньки! Это же такая техника есть: Иж Юпитер — 3. Я сама у родственников видала!

Свежие документы:  Формирование универсальных учебных действий в курсе «География России»

Учитель: Кто из бабушек прав? (средняя), а что ребята нам могут сказать об этой планете? Слайд 5 – Юпитер)

Учитель: А, кто же из присутствующих на наших Звёздных посиделках назовёт, как классифицируются планеты? (2 группы- планеты-гиганты и планеты Земной группы) Слайд 6 все планеты)

Учитель: Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс), краткая характеристика и значок каждой планеты)

Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9, Слайд 10

Учитель: — А какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) краткая характеристика и значок каждой планеты)

Слайд 11, Слайд 12, Слайд 13, Слайд 14

Учитель: Назовите планету, которая не относится к этим двум группам. (Плутон) Слайд?

Учитель: Запишите на доске название самой большой и самой маленькой планет.(Юпитер — Плутон)

4. Физминутка – Космическая

Ну-ка, встали! Раз, два, три. три космических хлопка,

Делаем зарядку. – 10 приседаний

Повторяем всё за мной – Отдохнули?! И чудесно!

В строгом распорядке: – В путь! К планете Знаний!

5. Учитель: А в это время встретились дед Николай, баба Фрося.

6 и 7 ученик

— А вчерася, Миколай, я видала, как в небе пролетала камета Галеея. За свои 70 годков во второй раз вижу!

— Ох, а я, Фрося, подобрал у себя в огороде утром Метеор. Увесистый такой. Грибочки прижму этой небесной махиной! Слайд 15

Учитель: Что напутали бабушка и дедушка? (Комета Галеея бывает 1 раз в 76 лет, поэтому бабушка не могла её видеть 2 раза. Метеор – это вспышка звёздной пыли, им грибочки не прижмёшь. Дедушка спутал его с метеоритом)

Учитель: — Что вы знаете об астероидах? (Это небесные тела, похожие на звёзды, но не имеющие своего блеска, в переводе с греческого “звездоподобные”)

— Назовите наш и космический адрес? (Вселенная, Галактика Млечного Пути, Система Солнечная, планета Земля)

7. Учащимся предлагается установить соответствие содержимого текста к какой либо планете.

1 ……..- самая удалённая от Солнца планета, 1 год длится -……. Земных лет, располагается на …. Орбите, с момента открытия этой планеты в 1930 году, она не совершила ни одного полного оборота.

2 Планета ….. имеет небольшие размеры. Атмосфера тонкая, разряженная, образованна в основном из……газа. Грунт богат……., этим и объясняется красноватый цвет планеты. Есть смена времён года. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает примерно за 24 часа, как и Земля. Есть высокие ….., покрытые шапками снега, самый высокий……….,достигает 27 км. Спутников 2 – называются они……… и ………

Свежие документы:  Обобщение опыта по литературному краеведению. Раздел "Топонимика" 5 класс

3 ……..и …… -планеты –близнецы. Они расположены на соседних орбитах. Одна названа в честь древнейшего греческого божества, олицетворявшего……., а другая планета в честь древнеримского бога……. Обе практически не видны с Земли невооружённым взглядом. У ……обнаружено 18 спутников, а у другой……- 8.

4 Самая большая планета — ………На этой планете есть Большое Красное пятно, учёные считают, что это ………Планета вращается вокруг своей оси за …… часов. Спутников 16, самый большой из них ………….

5 Планета ………..не большая. Имеет очень плотную ……….., под которой свирепствуют ураганные ветры. Температура поверхности +……….. Занимает ….орбиту от Солнца. Атмосфера на этой планете была открыта великим русским учёным…………, в 1761 году. Спутников нет. На небе она сияет ярче всех звёзд и видна…… .

9. Тесты.

Солнце – звезда:

а) карлик;

б) гигант;

в) сверх гигант;

2. В настоящее время учёные считают, что созвездие – это

а) скопление звёзд, образующих фигуру;

б) определённые участки звёздного неба;

3. Астероиды – это

а) звёзды;

б) крупные небесные тела правильной формы;

в) малые планеты;

4. К планетам земной группы относятся:

а) Меркурий;

б) Юпитер;

в) Плутон;

г) Венера;

д) Марс;

е) Нептун;

ж) Земля;

з) Сатурн;

и) Уран;

5. Вселенная – это:

а) земля и другие планеты;

б) космическое пространство и всё, что его заполняет;

в) небесные тела;

6. Первым предложил, что Земля имеет форму шара:

а) Пифагор;

б) Аристотель;

в) Птолемей

7. Пространство между звёздами:

а) пустое;

б) заполнено разреженным газом и межзвёздной пылью;

Взаимопроверка. Оценки.

10.ДЗ. страница 48 учебника.

11. Итог урока. (Поют все частушечники)

Посиделки, посиделки,

Посиделки звёздные

Мы решили все вопросы

Трудные, серьёзные.

А ещё мы скажем вам:

— Приходите в гости к нам!

(поклон) Урок закончен. До свидания.




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: