Конспект урока по географии «Западно-Сибирский экономический район» 9 класс

Разработка урока по теме «Западно-Сибирский экономический район» с применением методических приемов: «Синквейн», «Кластер», «Инсерт».

Составитель: учитель географии Кириллова Екатерина Николаевна, МАОУ СОШ № 36 г. Томск

Тема урока: «Западно-Сибирский экономический район»

Тип урока: изучение нового материала, частично-поисковый

Форма работы: индивидуальная, групповая

Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями ЭГП Западно-Сибирского экономического района;

  • рассмотреть природные условия и ресурсы;

  • познакомить с историей освоения и заселения территории;

  • выявить особенности населения региона;

  • изучить отрасли специализации, проблемы и перспективы района.

Средства обучения

  1. Настенные или электронные карты (политико-административная, физико-географическая, карта населения и народов России)

  2. Атлас

  3. Мультимедийные средства (фрагмент интернет урока interneturok.ru)

  4. Учебник или электронный учебник за 9 класс

  5. Стационарные наглядные пособия, география 9 класс (Западно-Сибирский экономический район)



Методы и формы учебной деятельности

  1. Участие в обсуждении проблем и перспектив района

  2. Работа со специализированным текстом (метод «инсерт»)

  3. Формулирование выводов о специфике и особенностях региона

  4. Работа с картографическим материалом

  5. Анализ и обобщение тематического материала

  6. Использование методов «Кластер», «синквейн»



Задачи урока:

  1. Образовательные

— изучение нового материала;

-совершенствование навыков работы с источниками тематической информации;

— формирование навыков целеполагания учебной деятельности;

-формирование навыков группового взаимодействия при решении образовательных задач;

-формирование навыков монологической речи.



2. Воспитательные:

— формирование и совершенствования навыков коллективной и индивидуальной

работы в рамках урока;

— развитие патриотизма и бережного отношения к природе и культурному

наследию региона

3. Развивающие:

— формирование и совершенствование творческой и познавательной активности

учащихся;

— развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками

географической информации;

— подборка и обработка статистических данных;

— установление причинно-следственных связей;



Ход урока:

  1. Организационный этап (учащиеся занимают свои места, учитель оформляет урочную документацию)

  2. Изучение нового материала.

План изучения района:

  1. Экономико-географическое положение и состав района

  2. Природные условия и ресурсы

  3. Население, особенности освоения и заселения района

  4. Характеристика особенностей экономики района

  5. Проблемы и перспективы района

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового района -Западно-Cибирского.

1.Площадь района составляет: 2427 тыс. км ²(14, 2 % от РФ). Он входит в состав Восточного макрорегиона (Азиатского)

Вопрос учителя: Каков административный состав района?

Ученики выполняют данное задание письменно с использованием карты атласа.


Вопрос учителя: В чем особенности географического положения района? (учащиеся работают с использованием текста учебника, карты атласа, и одного из фрагмента видео урока «Экономико-географическое положение Западно-Сибирского экономического района»).Учащиеся в устной и письменной форме выделяют плюсы и минусы ЭГП района.

2.Вопрос учителя: Какие природные условия и ресурсы характерны для территории района? (учащиеся работают со специализированным текстом, используя метод «инсерт», ученики должны внимательно прочитать текст и расставить на полях специализированные знаки, помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте, таким образом соотносить новую информацию с имеющимися представлениями).

«V»

«+»

«- »

«?»

Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете.

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Природные условия и ресурсы «Западной Сибири» (специализированный текст)

Западная Сибирь — величайшая равнина Евразии с огромными площадями болот, запасами нефти и газа мирового значения; главная топливная база России.

Район занимает территории Западно-Сибирской низменности и горных районов Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа.В формировании современного рельефа Западно-Сибирской низменности большую роль сыграли неоднократные наступания моря и ледников, отложивших мощную толщу осадочных пород. Поэтому рельеф имеет выровненный характер. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система моренных возвышенностей — Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.По этой слабо наклоненной поверхности огромной западносибирской «чаши» очень медленно текут реки. Их насчитывается свыше 2 тыс. Отличительной чертой сибирских рек являются их неглубокие, но зато чрезвычайно широкие долины с многочисленными протоками и озерами-старицами. Весной реки разливаются на многие километры вокруг. На долю Западной Сибири приходится четвертая часть стока российских рек. Крупные реки имеют большое значение для судоходства. В засушливой южной части Западной Сибири, на границе с Казахстаном, речная вода используется для орошения.

Для климата Западной Сибири характерны континентальные черты, усиливающиеся на юге равнины. Зимой господствует безветренная солнечная морозная погода. Летом, при столкновении арктических воздушных масс с разогретым южным воздухом, происходит возникновение циклонов, сопровождающееся выпадением осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки и слепней.

Царство болот и тайги Западной Сибири — это несметные, не поддающиеся никакому исчислению тучи всякого рода кровососущих насекомых. И здесь, пожалуй, с полным правом хозяином тайги можно назвать не медведя, росомаху или соболя, а обыкновенного комара. Специальным учетом установлено, что в местах, где гнуса много, на человека в течение 3 минут нападает свыше тысячи комаров, более 2 тыс. мошек!

Огромная протяженность в меридиональном направлении обусловила отчетливое проявление широтной зональности в природе Западной Сибири.Здесь отсутствуют только зоны широколиственных и смешанных широколиственно-хвойных лесов.Крайний Север Западной Сибири (полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский) занят зоной тундр.Лесотундра — это лиственничное и березовое криволесье, к которому у южной границы добавляются сосна и кедр. Лесные массивы в лесотундрах приурочены к речных долинам, наиболее дренированным и теплым, так как сюда с юга речная вода приносит тепло. В тундре и лесотундре сосредоточены основные оленьи пастбища.

Из-за широкого распространения болот в лесной зоне Западной Сибири ее называют лесоболотной зоной. Плоские недренируемые участки заняты болотными массивами, а собственно таежные леса занимают преимущественно склоны речных долин, наклонные и возвышенные участки междуречий. Леса Западной Сибири составляют ее важнейший природный ресурс, правда, местная древесина, выросшая на заболоченных землях, обладает в целом низкими качествами.Болотами занято почти 40% территории района. Васюганская равнина (Томская область), расположенная в междуречье Оби и Иртыша, представляет одно гигантское непроходимое болото, растянувшееся на многие сотни километров.Высокая заболоченность усложняет освоение богатейших ресурсов этого края, затрудняет строительство дорог и поселков. Во многих районах передвигаться по суше можно только зимой, когда болота замерзают. В то же время западносибирские болота обладают несметными запасами торфа, который может использоваться как химическое сырье, топливо, органическое удобрение, подстилочный материал в животноводстве.

Крайний юг Западной Сибири — это степная зона с распаханными черноземными и каштановыми почвами. Обширные массивы бывших целинных земель заняты преимущественно полями яровой пшеницы.Особенно высокую ценность представляют пойменные луга крупнейших западносибирских рек — важнейшие пастбищные и сенокосные угодья региона. Луга Барабинскоголесостепья (Новосибирская обл.) — важнейший район маслоделия Западной Сибири.

Западно-Сибирская низменность сформировалась на Западно-Сибирской плите с глубоко опущенным складчатым палеозойским фундаментом. На нем залегает мощная, почти шестикилометровая толща «слоеного пирога», состоящего из осадочных пород, представленных глинами, песчаниками и песками морского и континентального происхождения.

С осадочным чехлом Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие в стране месторождения нефти и природного газа (Западно-Сибирский нефтегазоносный район). Здесь выявлено свыше 500 месторождений этих важнейших горючих полезных ископаемых, в которых содержится более 60% российских запасов нефти и около 90% природного газа. Важнейшие нефтяные месторождения сосредоточены в Ханты-Мансийском (Самотлорское, Мегионское, Салымское, Мамонтовское, Усть-Балыкское и другие), а природного газа — в Ямало-Ненецком автономном округе (крупнейшие в мире Уренгойское и Ямбургское месторождения, а также Медвежье около г. Надым, Заполярное и др.). Интенсивная добыча нефти, все расширяющаяся паутина трубопроводов уже нанесли непоправимый вред природным комплексам Западной Сибири: «разливы» нефти при добыче и транспортировке (зимой лопаются трубы, проложенные прямо на поверхности земли) обернулись загубленными оленьими пастбищами и лесными угодьями, погибшей рыбой в тундровых и таежных реках и озерах.

Интенсивное промышленное освоение природных богатств Западной Сибири нанесло серьезный ущерб не только природе, но и коренным народам (ненцам, ханты, манси и другим), лишив их значительной части охотничьих и рыбопромысловых угодий. Чтобы защитить традиционные виды хозяйственной деятельности и культуру этих народов, вХанты-Мансийском автономном округе, например, были выделены специальные Величайшая равнина мира, Западно-Сибирская низменность обладает огромными ресурсами: лесными, минеральными, агроклиматическими, почвенными и другими. Эти богатства— основа развития хозяйства района; стратегический резерв нашей страны.территории приоритетного природопользования — родовые угодья. [http://www.tepka.ru/geography_9/51.html]

Учащиеся делают вывод из данного текста об особенностях природы и значении природных ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности района.

Вопрос учителя: Определите с помощью атласа о каких природных ресурсах не упоминалось в тексте?

Далее учащиеся вносят в конспект перечень видов природных ресурсов характерных для района

3.Вопрос учителя: Каковы особенности населения района? (Дети знакомятся с разделом «Население» в тексте параграфа и работают с картами атласа «Население и народы РФ».Итогом данного этапа работы является составление кластера «Население Западной Сибири»). Учитель устно рассказывает об особенностях заселения и освоения территории района.



Пример кластера:

Города миллионеры- Омск, Новосибирск

Городское население -71% (высокий уровень урбанизации)

Численность населения: 14, 8 млн. человек (от населения РФ. -10%)

Языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральско-юкагирская

Средняя плотность -6,2 чел км²

Национальный состав: русские -90%, ханты, манси, селькупы, ненцы, эвенки, алтайцы, шорцы и т.д.

Население Западно-Сибирского экономического района





























4.Вопрос учителя: Какова отраслевая специализация района и в чем ее причина? (учащиеся работают с текстом учебника, таблицами и картами атласа. Итогом данной работы является –заполнение таблицы.

Отрасли промышленности и основные центры

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство

Транспорт

Экспорт и импорт







III.Закрепление: учитель вместе с детьми, с помощью метода «синквейна» обобщают и закрепляют пройденный материал.

Правила составления синквейна: (стихотворение из пяти строк)

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь, возможно тема урока.

  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия

  4. Фраза из четырех –пяти слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна:

  1. Район

  2. Богатый, многоликий

  3. Добываем, исследуем, восхищаемся

  4. «Могущество Российское прирастать будет Сибирью»

  5. Богатство или будущее

V. Домашнее задание: 1. §41 (учебник Е.М. Домогацких «География население и хозяйство России» 9 класс). 2. Написать эссе по теме «Проблемы и перспективы Западно–Сибирского экономического района»

Свежие документы:  Итоговый урок для 8 класса по теме: "Рельеф России"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: